Поделиться
Алексей Гончаренко — генеральный директор международной бренд-консалтинговой компании «Минале Таттерсфилд» в интервью Росрепортеру о параллельном импорте и его особенностях
— Параллельный импорт в связи с санкционной политикой, направленной против России, становится одним из способов по обеспечиванию поставок необходимых для потребителя товаров. К чему приведет новая схема поставок и как она будет работать в нынешних условиях?
— В России расширяется список параллельного импорта, добавилась парфюмерию. Впереди будут ещё многочисленные попытки нашего бизнеса как-то справиться с ситуацией в период, когда бренды прекращают официальные поставки. С одной стороны они успешны, потому что бренды не полностью исчезают с полок, с другой эти попытки безуспешны. Успешность заключается в том, что значительная часть товаров, продуктов, к которым мы привыкли, в том числе автомобили, бытовая химия — они остались и их можно купить, не прикладывая никаких усилий, до них можно дотянуться рукой. Для человека «не посвящённого в кухню» импорта, выглядит все примерно так же, как и было ранее.
Что же не получается? Сохранять цены по большинству позиций на прежнем уровне. Несмотря на низкий курс доллара (не считая начала марта), цены в рублях выросли. Если пересчитать цены, которые были до февральских событий, в доллары, и перевести в курс доллара сейчас, то получится существенная разница — в 1,5-2 раза. Причина в том, что увеличились издержки, появилась сложность с логистикой, те же самые маршруты ввоза, которые были просчитаны и составляют значительную долю в импортируемых товарах, это все стало намного сложнее и дороже.
Второй фактор, который способствует подорожанию в рублях, это дефицит товаров в закупке, сейчас рынок продавца по большинству товарных категорий намного ниже, чем рынок покупателя, это значит что один и тот же товар хотите купить вы, соседний магазин и большая торговая сеть, которая хочет обеспечить товарный запас по ходовым позициям. Это сложно сделать, потому что все хотят купить параллельно и с этим возникают сложности.
— А что говорят владельцы брендов?
— Для владельцев российских брендов есть шанс выходить и занимать те ниши, которые людям стали недоступны, но товар должен быть похожего качества и привычной цены. Российские производители скорее довольны ситуацией, в отличие от зарубежных. Зарубежным сейчас очень сложно. С одной стороны, существует давление в своих странах, потому что развита культура запрета (cancel culture) работы с рынками находится сейчас на пике. Но в то же время, например, мы сейчас ведем переговоры с итальянским брендом косметики, которые готовы выходить на российские рынки и игнорировать «культуру запрета», и готовы заходить на рынок, который освободили конкуренты. Многие бренды игнорировать «культуру отмены» не могут, потому что они больше потеряют на репутационных издержках.
Многие спрашивают, почему бренды уходят? Если ваша компания торгует на рынке, если акции торгуются на рынке, то на стоимость ваших акций влияет много факторов, в том числе и репутация. И волна негатива может быстро обрушить акции компании, а для них это — миллиарды долларов. Поэтому им проще потерять сотни миллионов долларов, уйдя с российского рынка, временно закрыв бизнес, чем рисковать долгосрочными потерями от изменения курса акций.
Я думаю, что российский потребитель не останется без товаров и без брендов, под каждую ценовую категорию будет найдена альтернатива. Но это потребует времени и сами товары в большинстве случаев станут дороже.
Беседовал Замин Мустафаев