Share This Article
…11 апреля 2025 г. Международный секретариат марксистко-ленинских коммунистических и рабочих партий, ныне объединяющий такие партии более чем в 50-ти странах, объявил День Траура: 11 апреля 1985 года скончался «Албанский Сталин» – основатель социалистической Албании (1945 г.), руководитель албанской компартии в 1946-85 гг. Энвер Ходжа (1908-85). Он первым завил о физическом устранении И.В. Сталина, первым выступил – в конце 1950-х – против политики Хрущева «и его подельников-последышей», в защиту имени и деятельности И.В. Сталина. Именно Э. Ходжа спрогнозировал ускорение развала КПСС и распада СССР, как и зависящих от Москвы восточноевропейских соцстран и их компартий «ввиду хрущевской и последовавшей политики. Дискредитировавшей, оболгавшей не только лично И.В. Сталина, но и сталинский – 30-летний период в СССР-КПСС, в мировом коммунистическом движении»
Ввиду такой политики, в конце 50-х – начале 70-х во многих странах стали создаваться коммунистические и рабочие партии, отказавшиеся подчиняться послесталинским СССР-КПСС. Несмотря на известные события-перевороты и в Восточной Европе (в конце 1980-х – начале 90-х), в том числе в Албании (1990-91 гг.), упомянутые партии сохраняются, в ряде стран учреждены новые партии той же политической направленности. С 1994 г. в Кито (столице Эквадора) действует вышеупомянутый Международный секретариат марксистко-ленинских коммунистических и рабочих партий.
С 1951 г. в Тиране действует Музей Ленина-Сталина: с 1992 г. музей на балансе восстановленной компартии Албании. В 1949-90-м гг. в южноалбанском городе Сталин были основные предприятия страны по добыче-переработке нефти, нефтехимии, нефтехимического машиностроения (переименован в Кучова с 1991 г.). Проспекты, улицы, бюсты Сталина (и Ленина) были в большинстве городов и населённых пунктов Албании до 1990-го включительно.
В тот период проводилась максимально жёсткая внутренняя политика, ввиду опасений военного вторжения извне в «строптивую» Албанию. С 1967 по 1986 гг. включительно в стране были запрещены все религиозные конфессии: как заявил Э. Ходжа, «у нас нет идолов и богов: албанцев вдохновляют идеалы – имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина» (ряд религиозных деятелей участвовали в заговоре по свержению коммунистической власти).
Передачи Радио Тираны на русском, почти всех восточноевропейских и некоторых других языках в 1962-86 гг. глушились в СССР и странах Восточной Европы, включая Югославию, но исключая Румынию.
Полное собрание сочинений и писем Сталина было издано в Албании в 1969-м (к 90-летию со дня рождения), дополнено в 1979-м (к 100-летию) на 10-ти языках, в т.ч. в 31 и 32 тома на русском. Политическая литература Албании была в СССР и восточноевропейских соцстранах-союзниках СССР, кроме Румынии, под запретом в 1962-88 гг.
В тот период, несмотря на «полублокадную» ситуацию в стране, ускорялось социально-экономическое развитие Албании – благодаря тщательно выверенной государственной внутри- и внешнеэкономической политике.
Э. Ходжа в 30-х учился в университете Монпелье (Франция), окончил Брюссельский университет – факультет юриспруденции (права). В совершенстве владел русским, французским, турецким, греческим языками. Воинское звание – генерал-майор.
Из переписки Энвера Ходжи с президентом Франции генералом Шарлем де Голлем, 7 мая 1968 года:
«…Создать жизнеспособное государство, как показывает история, невозможно без жизнеспособной идеологии, без веры нации в эту идеологию, без доверия нации к тем, кто олицетворяет собой такое государство и такую идеологию. Полагаю, Ваша деятельность в годы войны и с 1958 года нацелена на решение во Франции той же задачи. Складывается впечатление, что на то же сориентирована деятельность военного режима с 1967 г. в Греции (режим «черных полковников» 1967-74 гг.: выступал за объединение Греции с Кипром, против политики Турции, развивал отношения с Албанией, вывел с 1974 г. страну из военной структуры НАТО. – Прим. А.Б.)
Национально-государственное строительство, независимое развитие страны именно эти факторы объединяют нацию и позволяют пренебречь так называемой «многопартийностью», которая, по сути, прикрывает тотальное господство транснациональных классов. Для них государство, нация – это ширма, а в ряде случаев – серьёзное препятствие в деле уничтожения национально-государственной независимости… Сталин это понял давно и хотел превратить многонациональный Советский Союз и партию в единое, державное, стабильно независимое государство. Он хотел обеспечить преемственность исторических традиций России в рамках новой обширной страны, где ликвидированы эксплуататорские классы с их «транснациональной», антигосударственной идеологией.
Можно представить, каких успехов добился бы СССР в случае реализации сталинских планов.
Ошибка, однако, Сталина в том, что он опоздал с обнародованием своих планов, опоздал с разоблачением тех, кто неистово сопротивлялся этим планам. Они же, эти негласные адепты троцкизма и космополитизма, погубили и оболгали Сталина. Последствия его гибели и шельмования скоро скажутся в СССР и не только в этой стране. Но мы, албанцы, хотим воплотить в жизнь то, что не успел сделать Сталин, чего ему не позволили сделать…».
Э. Ходжа о политике СССР в Афганистане (декабрь 1982 г.): «…Очень неэффективными являются действия советских войск в Афганистане. Введены туда войска, совершенно не приспособленные к операциям в таких странах, как Афганистан. Уже не говоря о том, что у марионеточных прокремлёвских властей там нет никакой социально-политической базы — даже в отличие от проамериканских властей в Южном Вьетнаме (до 1975 г.). Значит, всю боевую нагрузку в Афганистане несут на себе войска СССР. Но как можно было вводить неподготовленные к географической, климатической, национальной специфике Афганистана войска? Еще и в условиях полной открытости его границ с Ираном, Пакистаном, Китаем? Не лучше ли было бы ввести сперва жесткий советский контроль за этими границами ? Или, например, искусно подрывать базы боевиков в Пакистане, Иране, чем вводить неподготовленные войска?
Можно было бы использовать антиамериканизм шиитских властей Ирана и добиться, на этой основе, его нейтралитета в афганской ситуации. Но и этого не было сделано.
Получается, что Кремль преднамеренно подставил свою армию для террора отовсюду в Афганистане, причем никто из кремлевских обитателей туда не ездил, не ездит и не поедет: как же, могут подстрелить или, хотя бы, задавать — афганцы, советские военные, иностранные дипломаты — «неудобные» вопросы. Брежневских стратегов не смущает даже то, что президенты и министры США постоянно бывали в Южном Вьетнаме.
Если всё это не «ошибки», а намеренность — так выходит – тогда кремлёвские обитатели — предатели Советского Союза.
Ленин и Сталин учитывали специфику Афганистана, особенно его традиционную настроенность против Запада. Что позволило, ввиду выверенной советской политики в отношении королевского Афганистана, добиться его неучастия в комбинациях Запада против СССР в период Ленина-Сталина и в последующие почти 20 лет. Советую по этой теме посмотреть потрясающий советский двухсерийный фильм «Миссия в Кабуле» (1970 г.).
Больше того: разведка СССР смогла в 1941-43 гг. обезвредить практически все антисоветские «гнёзда» в Афганистане. А ввод туда войск, ввиду известной специфики этой страны и её дружественных взаимоотношений с СССР, вообще исключался даже в те годы. Но этот уникальный опыт проигнорировали. Что тоже подтверждает предательство кремлевскими перерожденцами Советского Союза и его армии».
Э. Ходжа о жилищной политике в СССР (март 1963 г.):
«…Меня озадачивало после 1953 года в Советском Союзе и то, что хрущевцы в своей маниакальной ненависти к Сталину и сталинскому периоду прекратили строить комфортабельное, надёжное и искусно отделанное жильё для сограждан. Под предлогом неких прежних «архитектурных излишеств». Десятки, если не сотни архитекторов, инженеров вмиг лишились работы за «потворствование излишествам». А это тоже подтверждает, что хрущевцы хотят побыстрее избавляться от кадров сталинского периода в любой отрасли.
Хотя именно опыт жилищного строительства последнего сталинского периода используем мы и другие станы народной демократии — и даже титовская Югославия. Столь огромная территория СССР, его архитектурные, строительные, технические ресурсы и кадры вполне позволяют строить именно такое жильё. Чтобы не унижать своих сограждан, бросая им кость – почти везде в СССР – в виде минигабаритных домов и квартир, без лифтов, с сомнительным качеством такого жилья.
Но хрущевцам и здесь нужные рекордные темпы и показатели, пусть даже фиктивные. Чтобы сказать согражданам: «видите, массовое жилстроительство началось только после «культа личности» Сталина».
Обвиняя Сталина в низких, якобы, темпах жилищного строительства, хрущевцы и их последыши здесь тоже лгут, как бы «забывая» о неисчислимых последствиях войны, что требовало срочно решать, прежде всего, проблему обустройства многих миллионов беженцев, эвакуированных, военнослужащих. Естественно, что в таких условиях — особенно в 1945-48 годах — темпы роста строительства в СССР комфортабельного жилья не могли быть столь высокими, как в 1949-53 годах. И, тем более, столь же «рекордными», как строительство прозванных в народе «хрущоб» — низкокомфортных, низкокачественных жилых домов — почти в стиле гетто».
Соболезнование Л. И. Брежневу, 7 января 1975 г.:
«Искренне соболезную в связи с кончиной 6 января Вашей мамы, Натальи Денисовны. Жить и работать без родителей неимоверно трудно. Выражаю сочувствие Вам, Вашим близким. Энвер Ходжа».
По данным Алтона Фарьяну, посла Румынии (в 80-х) по особым поручениям, «Ходжа иногда поражал своей феноменальной игрой на рояле, некоторых национальных музыкальных инструментах. Нередко цитировал классиков литературы, в том числе древнегреческой, советской, китайской. Хорошо разбирался в архитектуре, живописи. Эти темы тоже были в его переписке с Чаушеску, де Голлем, Мао Цзэдуном». То же отмечали супруга Неджимие Ходжа, посол КНР в Тиране (в 1971–1976 гг.) Лю Чжэньхуа, секретарь ЦК Трудовой партии КНДР (в 60-х) Рим Чхун Чху.
Что произошло в Албании, как и в СССР и в целом в Восточной Европе – общеизвестно. Вот как оценивала в начале 2010-х последствия правления «албанского Сталина» его вдова, Неджимие Ходжа незадолго до своей кончины (в феврале 2020 г.): «…Как я поняла, мы были, особенно с начала 80-х, в окружении благостной информации и льстивых подчиненных. Сталинская модель была правильной, но она требовала выверенных изменений в контексте времени, которых мы не сделали. Но эта модель, как и защита Сталина, были в целом правильным путем защиты и социализма, и суверенитета Албании.
…Да, репрессии были чрезмерно частыми и зачастую неоправданно жестокими. Особенно ошибочными были репрессии против религии: это расширяло оппозицию в стране, а «молчание» Запада насчет ситуации у нас с религией убеждало Энвера в правильности нашей антирелигиозной политики. Во внешней политике можно было разработать формулу, при которой разногласия с СССР и КНР не привели бы к полному разрыву с ними (в 1962 и 1978 гг.), который, усложняя социально-экономическую ситуацию, расширял внутреннюю оппозицию в Албании».
Нородом Сианук, король Камбоджи в 1960-х – 80-х: «Встречи с Э. Ходжей показали, что он непримирим в отношении послесталинской политики Москвы. Он сделал всё возможное, чтобы защитить Сталина и сталинский период от всевозможных фальсификаций. Его эрудиция и в то же время отсутствие у Э. Ходжи высокомерия позволяли обсуждать с ним любые вопросы за пределами протоколов, определяющих длительность бесед.
Он глубоко изучал экономику, часто ездил по стране, опираясь в своих решениях на научные рекомендации. Что позволяло Албании преодолевать разрыв с СССР, Китаем, противостоять Югославии, сохранять экономические связи с рядом стран Запада, со многими развивающимися странами».
Георге Георгиу-Деж, председатель Госсовета и компартии Румынии в 1946-65 гг.: «Уже в 1956 г. я понял, что Албания во главе с Ходжей не подчинится хрущевской политике. И в дальнейшем Албания не подчинилась брежневскому руководству. Ходжа был высокообразованным, неординарной политической личностью, что не могло устраивать послесталинских советских руководителей. Он был отличным полемистом, потому в Москве не рисковали с ним спорить. Его жёсткая внутренняя политика была обусловлена политической географией Албании – её территория меньше даже Московской области – бросившей вызов СССР, титовской Югославии и империалистическим странам».
Мохаммед Сиад Барре, президент Сомали в 1969-91 гг.: «Нужно брать пример с небольшой по мировым меркам, но гордой и принципиальной Албании, бросившей еще в начале 60-х вызов кремлевским двурушникам (Сомали в 1977-м расторгла подписанный в 1974-м договор сроком на 20 лет о дружбе с СССР. – Прим. А.Б.). Албания смогла выстоять, опираясь на свободолюбивый албанский народ, на свои разнообразные ресурсы, на опыт сталинского СССР. Поэтому Сомали может многое перенимать из албанского и сталинского опыта».
Би-Би-Си (Лондон), 14 мая 2015 г.: «…Единственный случай выхода из Варшавского договора имел место в 1968 году: албанский сталинистский лидер Энвер Ходжа принял столь смелое решение в знак протеста против вторжения ВД в Чехословакию. Это сошло ему с рук, поскольку Албания была отделена от СССР и его союзников территорией Югославии».
«Wired» (США), 12 марта 2013 г.: «…Ходжа был постоянно начеку в отношении политических угроз. Его подозрения распространялись за пределы албанских границ и бункеров, коих в стране насчитывалось 24 на каждый квадратный километр. Которые были построены в рамках подготовки к войне на нескольких фронтах, которую Ходжа ожидал от стран Востока и Запада. Программа бункеризации началась в 1967 году и прекратилась вскоре после смерти Ходжи в 1985 году. Каждый гражданин до 1989-го был резервистом. Двенадцатилетних детей обучали стрелять из винтовок».
Алексей Балиев
