Поделиться
Фото: Известия
Недавние драматические события в автономной Республике Каракалпакстан (в 1936-1990 г. Каракалпакская АССР в составе Узбекской ССР) вновь вывело на региональную «авансцену» Центральной Азии проблемы «национального возрождения», способного обернуться затяжными этническими конфликтами и заметно осложнить наметившиеся процессы региональной интеграции.
В Казахстане пристально следят за событиями в соседней стране, не в последнюю очередь в силу давних этнолингвистических и историко-культурных связей между казахами и каракалпаками, вошедшими в состав Узбекской ССР в 1936 г. с 12-летними опытом самоуправления в рамках территориальной автономии. Каракалпакский язык окончательно сформировался из приаральского диалекта казахского языка и алтайско-казахской группы тюркских языков, и потому – почти идентичен казахскому.
Тем не менее, идеологическое обоснование очередной перекройки республиканских границ было сформулировано впоследствии в виде тезиса о схожести языка, образа жизни и быта каракалпаков и узбеков. На дезинтеграционной волне 1990-1993 гг. Республика Каракалпакстан повысила свой статус до формально суверенного государства, связанного с Ташкентом союзным договором. По мнению некоторых авторов, «сепаратистские» настроения населения региона сдерживались бедственным состоянием экономики и экологии приаральского региона, а также опасениями полной ассимиляции каракалпаков в казахской среде. По крайней мере, по состоянию на начало 2000-х годов вероятность возникновения в республике серьёзных сепаратистских тенденций рассматривалась как довольно низкая.
В плане исторической ретроспективы интересно отметить, что в 1965 году «Комитетом Радио Свобода» было решено не открывать вещание на каракалпакском языке, поскольку поддержка «общеузбекского» сепаратизма виделась более насущной задачей. «Матрёшечный» же сепаратизм в Каракалпакии, как полагали в «Комитете», мог бы привести к усилению на территории автономии позиций центральных советских органов (особенно КГБ и МВД), что, в свою очередь, ограничило бы развитие сепаратистских настроений в ключевой республике советской Средней Азии. И постфактум, нельзя не отметить дальновидности западных стратегов, тактика которых, как мы увидим ниже, гибко меняется сообразно времени и задачам текущего момента.
На рубеже 1950-х – 1960-х годов, когда «дорогой Никита Сергеевич» вознамерился перекроить карту «чрезмерно большого», по его мнению, Казахстана, Комитет партийного контроля ЦК КПСС известил Президиум ЦК о письмах каракалпаков в Москву и Алма-Ату о притеснениях их родного языка в Узбекистане и об ограничениях на переселение в автономию каракалпаков из Казахстана. Авторы петиций просили рассмотреть вопрос о автономии Каракалпакии в составе РСФСР или Казахстана, как это было до 1936 года.
Однако вышеупомянутый хрущёвский проект не состоялся, ибо мог повлечь «цепную реакцию» передела границ по всей советской державе. Впрочем, не исключено, что националистические и русофобские тенденции в позднесоветском и особенно постсоветском Казахстане до некоторой степени проистекают из хрущёвских шараханий и «волюнтаризма» не в меньшей степени, чем из факта передачи в 1936 г. Каракалпакии соседнему «братскому» Узбекистану.
По данным на 2021 г., и сегодня доля казахов в населении Каракалпакии – не меньше четверти. По утверждению некоторых источников, органами государственной власти Узбекистана систематически занижается численность каракалпаков и казахов в автономии. Кроме того, до недавнего времени Ташкентом опрометчиво поощрялась эмиграция узбекистанских каракалпаков в Казахстан, что укрепляло критическое, мягко, говоря, отношение к Узбекистану среди «новой» диаспоры, не считая периодически распространяемых провокационных слухов.
В этой связи неудивительна острая реакция «титульного» населения Каракалпакстана на «конституционные» инициативы Ташкента, лишающего автономию права на выход из состава Узбекистана, гарантированного действующим Основным законом. Возможно, центральными властями двигали опасения роста «проказахстанских» настроений среди активной части местного населения, тем более с учётом его активной «латинизации» и урбанизации (2). Прибыв в Нукус, Президент Шавкат Мирзиёев объявил об отказе от резонансных инициатив, пойдя на уступки уличному «активу», что лишний раз подтверждает объективность таких опасений.
Почти в канун массовых беспорядков в Нукусе, перекинувшихся и на некоторые другие города, в Казахстане прошла презентация «истории, культуры и традиций каракалпакского народа», известная как «Элга соғинч». В культурно-массовом форуме участвовали «представители каракалпакского народа: старейшины, бизнесмены, интеллигенция и жители Каракалпакстана, казахстанских каракалпаков. Организатором мероприятия выступил казахстанский Каракалпакский этнокультурный центр «Аму жагасы». В своей приветственной речи председатель центра Бекбосын Маткаримов рассказал, что «в Казахстане каракалпаки сохраняют связи с Узбекистаном, интересуются новостями этой страны, бережно хранят культуру и традиции своего народа». Основной ареал расселения каракалпаков в Казахстане (не меньше 60 тыс. чел. по оценкам 2019-20-го гг.) – районы, сопредельные с Каракалпакской автономией Узбекистана. Около трети из этого числа составляют каракалпаки-эмигранты в период президентства Ислама Каримова (1991-2016 гг.) – та самая «новая» диаспора.
И если участники и гости «Элга соғинч» говорили об активном развитии Каракалпакстана в составе Узбекистана, то, к примеру, вышедшее 3 июля интервью алматинскому изданию пребывающего в изгнании лидера незарегистрированной партии «Алга, Каракалпакстан!» Амана Сагидуллаева, мягко говоря, комплементаризмом не отличалось. Возможно, на его тональности сказалась радикализация протестов в автономии, не стихнувших и после «примирительных» заявлений Президента Узбекистана. В любом случае, события в Каракалпакии будут внимательно отслеживаться заинтересованными силами не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. К примеру, небезызвестный Пол Гобл видит признаки того, что, к беспокойству Ташкента, «каракалпакский национализм набирает силу». Более того: поскольку в Каракалпакстане были «обнаружены новые газо-нефтяные месторождения, а регион когда-то был частью Казахстана, новое проявление народного гнева может стать международной проблемой, и либо Россия, либо Казахстан попытаются ее использовать». Примечательно, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев уже признал это, предупредив [4 июля] об опасности внешнего вмешательства в Каракалпакстане».
В логику внешней заинтересованности в дестабилизации крупнейшей по населению страны Центральной Азии ложатся и утверждения Гобла о том, что Москва, ни много ни мало, «активно поощряет каракалпаков к сопротивлению Ташкенту» в стремлении «сохранить рычаги влияния на Узбекистан и получить доступ к нефти в Каракалпакстане».
Как отмечалось ранее, энергоресурсами каракалпакского Приаралья под предлогом заботы об экологии и продвижения идей общетюркского единства активно интересуется Турция. Поэтому «гнев каракалпаков явно не испарился», и «национальные активисты, выступающие из соседнего Казахстана, настаивают на том, что протесты будут продолжаться».
Под предлогом несогласия с конституционной реформой отдельные силы в своих корыстных целях пытаются раскачать и дестабилизировать ситуацию в Узбекистане, избрав путь агрессии и насилия, заявил 3 июля, выступая в Нукусе, Шавкат Мирзиёев. Как уверен г-н Гобл, «теперь каракалпакский национализм, который многие долгое время считали диковинкой, вероятно, будет расти и займет более важную роль в политике Узбекистана и геополитике Центральной Азии и Евразии, чем кто-либо мог себе представить».
Сказано вполне откровенно…
Алексей Балиев, Дмитрий Нефёдов
Подробнее — см. https://vpoanalytics.com/2022/07/12/karakalpakiya-ocherednaya-goryachaya-tochka-na-karte-tsentralnoj-azii/
Примечания:
- В 2021 г. по ряду поселений Каракалпакстана прошли демонстрации протеста против принудительного перехода на латиницу. Так как кириллический алфавит сохраняет язык каракалпаков отличным от узбекского, в отличие от латинского шрифта.