Поделиться
С 29 ноября по 5 декабря 2022 года в Москве прошел 4-й Международный фестиваль кино стран Содружества.
Как сказал на его открытии художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», Вячеслав Шмыров: «Этот фестиваль мог бы быть двадцатым, а стал четвертым. До 2014 года он проводился как фестиваль российского кино, где главные оценки выносили не профессионалы, а зрители».
Многое, конечно, изменилось с тех пор: ушли из жизни Алексей Баталов и Людмила Швецова, стоявшие у истоков той, прежней «Московской премьеры». Исчезло, наверное, и то кино, которое собирало на фестивалях прошлых лет полные залы… Но жизнь продолжается.
С 2019 года фестиваль возродился как международный, и уже со строгим регламентом и профессиональным жюри. Взамен пришли два резко разбежавшихся в разные стороны полюса, по-своему точно характеризующие наше время, – самодостаточная элитарность и официозная народность. Но, кому от этого стало лучше? Пока однозначно сказать трудно. Время покажет.
А пока сегодня на Международный фестиваль кино стран Содружества собрались в зале Центрального Дома журналистов кинодеятели из 11 стран постсоветского пространства – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, чтобы поделиться своими достижениями в области кинематографии, а также вместе подумать и обсудить, как в эти новые времена жить и работать, на каких принципах строить профессиональное сотрудничество и как прийти к зрителю с той художественной программой, которую он примет как кровно ему необходимую.
Так или иначе, но фестиваль сегодня выполняет важную культурную миссию – создавая единое культурное и кинематографическое пространство стран СНГ.
Программа нынешнего кинофестиваля, обещавшая быть насыщенной конкурсными фильмами разных форматов, обширной и разнообразной, не разочаровала зрителей и гостей фестиваля. Помимо трех конкурсных программ полнометражного, документального и короткометражного кино, каждая со своим жюри, на фестивале были представлены Гала-премьеры, фильмы, под рубрикой «Специальное событие», программы «Кино от председателя», «Русское поле экспериментов». Особый интерес у зрителей вызвала программа «Московская премьера за 20 лет», где были показаны игровые, документальные, короткометражные и анимационные фильмы, вышедшие за прошлые годы, а также ретроспектива фильмов в программе «Дружба народов». Словом, зрителям была предоставлена редкая возможность увидеть всю кинематографическую палитру фильмов на любой вкус и предпочтение. Поистине, королевский подарок для киногурманов!
Надо отметить, что участвующие в конкурсной программе фильмы, были представлены ранее на Мировых кинопремьерах, которые состоялись на крупнейших фестивалях Европы и Азии. В Москве эти фильмы также были в премьерных показах.
Всего на конкурс в «Московской премьере» было представлено восемь полнометражных картин – разных по жанрам, стилистике. подходам, в которых трудно было найти какое-то кинематографическое единство, настолько они были пестры и непредсказуемы. Тут и фильмы в жанре критического реализма (картина «Продается дом») Таалайбека Кулмендеева – крепкая нетривиальная семейная драма, и детский, полусказочный фильм-притча «Водный мальчик», созданный режиссером Файзулло Файзовым. Фильм снят по одноименному рассказу Бахтиёра Худойназарова, рассказывающий о подростке, прозванного «водным мальчиком», который самозабвенно заботится о сохранении природной среды.
Сюда же можно отнести, продолжающий тему подростков, фильм казахстанского режиссера Фархата Шарипова «Схема», исследующий молодежные субкультуры. Несколько другого плана представлен фильм киргизского режиссера Марата Сарулу «Тысяча грёз» – чей почти киберпанковский философский детектив был полный остроумных метафизических гипотез.
Несколько выбивается из общего фона фильмов эксцентрическая комедия якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Песни лета», сделанная совершенно в другой, своеобразной эстетике, рассказывающая об одиноком старике, к которому на каникулы приезжает внук, и с которым неожиданно происходит череда удивительных встреч и событий, который сделает его лето незабываемым…
И совсем в другом, классическом ключе, сделана артхаусная драма с её философскими вопросами в фильме «Поэт» известного казахского режиссера Дарежана Омирбаева. «Что есть поэт, и что есть поэзия?» «Может ли она существовать без высоких моральных принципов?», «Где поэт берет силы устоять в современном прозаическом мире, чтобы сохранить свой хрупкий внутренний мир?» – в фильме ставятся важные морально-этические вопросы, и об этом фильм. А еще о том, что поэзия немыслима без высоких моральных принципов.
Совсем уж, кажется, особняком стоит фильм российского режиссера Юсупа Розыкова «Живитедолго» по жанру обозначенный как «Черная комедия». …На заводе железобетонных изделий города N происходит сразу несколько несчастных случаев со смертельным исходом. Расследовать загадочную череду смертей приезжает следователь женщина из областного центра, которая чем больше пытается разобраться, тем всё яснее понимает – все смерти не случайность, и что виной тому не технология предприятия, а психологические проблемы работающих…
По окончании этого странного фильма, я тщетно пыталась прочесть в глазах выходящих из зала зрителей, какой-нибудь смысл увиденного. Но кроме тотального недоумения в их глазах и растерянного пожимания плечами, я ничего не увидела. Видимо, по убеждению режиссера, это его новый вклад в жанр черной комедии, сделанной на грани абсурда. Хотелось бы спросить режиссера о его замыслах фильма, расшифровки сего феномена, какой основной смысл хотел вложить в него автор? Но, к сожалению, режиссера не было ни на показе фильма, ни на закрытии фестиваля. Так что, вопрос пока остался открытым.
Мы подошли к восьмому, представленному в конкурсной программе – фильму узбекского режиссера Мансура Васати Абдухаликова «Тенгиз». Это феминистская драма – редкий, если не единственный фильм на феминистскую тему, снятый в Каракалпакии. Честно говоря, я с волнением и любопытством ждала этот фильм, так как давно уже слежу за творчеством этого интересного режиссера, снимающего социальное кино с «человеческим лицом», если можно так выразиться. Его предыдущий фильм «Колодец», с успехом показанный несколько лет назад на Международном казанском кинофестивале мусульманского кино, а годом раньше, там же, его короткометражный фильм «Паутина», – давали основание ожидать от него внятного, сильного, режиссерски четко проработанного и снятого проекта. И я не разочаровалась. Фильм получился интересный, животрепещущий, в жанре реализма, рассказывающий о мужестве и стойкости женщины, которая стала инвалидом после измены мужа. Кстати, прототипом главной героини послужила реально существовавшая женщина Манзура Эрниязова – жительница Каракалпакского города Муйнак. Но для усиления психологизма образа режиссер сделал образ собирательным.
Жизнь молодой невестки неожиданно кардинально меняется из-за конфликта с мужем. Он стал виновником трагедии, превратившей ее в инвалида, лишенной одной руки и ноги. Сможет ли она смириться с новой реальностью и найти в ней себя, простить мужа, или же ей останется выбрать суицид и «освободить» от себя своих близких? Героиня фильма «Тенгиз», что означает в переводе «море», не сдалась. Преодолевая трудности, она посвятила себя любимому делу, открыв мастерскую по пошиву одежды, привлекая туда безработных работниц. Она не простила предательства любимому человеку, отказавшись он него, и возвращается к полноценной жизни благодаря силе воли, мужеству, целеустремленности и трудолюбию, – и несмотря ни на что, вышла победителем в этой жизненной схватке. Фильм мотивирующий, оставляет сильное впечатление и устойчивое послевкусие.
Это, что касается полнометражных лент. Фильмов короткого метра было представлено на конкурс 22 из девяти стран. Не обделены были вниманием и регионы России – помимо Москвы и Санкт-Петербурга, зрители увидели фильмы молодых режиссеров из Казани и Челябинска.
Программный директор конкурсной программы короткометражных фильмов, сценарист, продюсер Александра Жукова определила общую тенденцию преобладающего настроения короткометражных фильмов, как тотальное одиночество. Ощущение потерянности, инакости в мире – вот, пожалуй, связующее негласное звено между большинством короткометражек фестиваля этого года – сказала она. – Возможно, это попытка авторов понять, проанализировать стремительно меняющееся состояние мира…
Подошел к концу 4-й кинофестиваль стран Содружества. Жюри озвучили подведенные итоги. Они были следующие:
В конкурсе короткометражного кино:
Призы «За поэтичность неизбежного» фильм «С собой» (Россия), реж. Никита Сичка; Специальный приз жюри «За инопланетный взгляд на земное», фильм «У нас есть связь» (Россия) реж. Виктор Прокофьев; Специальный приз жюри «За переосмысление традиций», фильм «Эмма» (Армения), реж. Мартин Матевосян; Гран-при фильму «Сын своего отца» (Кыргызстан), реж. Дастан Мадалбеков.
В конкурсе полнометражного кино:
Специальное упоминание жюри «За поиск новых форм киноязыка в фильме «Песни, лета» (Россия/ Республика Саха-Якутия), реж. Дмитрий Давыдов; приз «За лучшую женскую роль» Ситора Фармонова (фильм «Тенгиз», Узбекистан/Каракалпакия); приз за лучшую мужскую роль Мехроджиддин Сафар (фильм «Водный мальчик», Таджикистан); Специальный приз жюри «За изобразительное решение фильма», художник Эмиль Гузаиров (фильм «1000 грёз», Кыргызстан); Приз Гран-при за фильм «Поэт» (Казахстан), реж. Дарежан Омирбаев).
Жюри Федерации киноклубов России
Специальное упоминание жюри «За честный взгляд на мир подростка» (фильм «Схема», Казахстан), реж. Фархат Шарипов; Приз «Колючий взгляд» За тесную связь и преемственность поколений (фильм «Водный мальчик», Таджикистан), реж. Файзулло Файзов.
Международное жюри киноведов и киножурналистов
Приз «Песни лета» (Россия / Республика Саха – Якутия), реж. Дмитрий Давыдов;
Кинофестиваль завершился важной встречей режиссеров, продюсеров и других участников кинофестиваля в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева, где в рамках панельной дискуссии за круглым столом прошел серьёзный разговор. Были обсуждены конкурсные фильмы, а также пути дальнейшего совместного производства и продвижения фильмов.
Итак, 4-й Международный фестиваль кино стран Содружества завершил свою работу, а впереди – 5-й, юбилейный кинофестиваль.
Фаина Зименкова