Поделиться
25 января — Татьянин день, День студента. Но отмечают его не только нынешние счастливые обладатели зачеток. Достаточно стать студентом однажды, и память об этих годах тебя уже не отпустит. Наверное, поэтому фильмы о студенческой жизни так популярны: их смотрят независимо от возраста и образования. Однако герои в таких проектах постоянно меняются: Шурик из комедий Гайдая 1960-х и персонажи из сериала «Универ» 2000-х — совершенно разные люди. Как менялся образ студента в российском кино и как выглядят «мученики науки» на экране сегодня, мы расспросили известного киноэксперта и редакционного директора журнала «КиноРепортер» Марию Лемешеву.
— Мария, помните ли вы свое студенчество?
— Конечно! Есть что вспомнить: я училась на филологическом факультете МГУ и в Цюрихском университете на отделении искусствоведения. С другой стороны, как и большинство людей, я учусь постоянно, и эта учеба никак не связана со сдачей экзаменов и зачетов. Каждый день ты сталкиваешься с новыми вызовами и должен найти на них достойный ответ. Это непросто и требует не только профессиональных знаний.
— Мне кажется, в институтскую пору на процесс обучения смотришь немного проще: нашел в учебнике нужную информацию, пришел на зачет, сдал — и забыл…
— Я бы не стала мерить всех студентов одной линейкой, но мой опыт общения позволяет сказать, что большинству вчерашних школьников поначалу действительно трудно пропускать полученные знания через себя: они усваивают их механически, не анализируя и не сверяя с собственным жизненным опытом. Но это так называемая болезнь роста, которая у одаренных молодых людей (а их у нас много) к третьему курсу проходит, и мы получаем отличных профессионалов — пытливых, любознательных и готовых к постоянному самосовершенствованию.
— В кино любознательными студенты выглядят далеко не всегда…
— Они разные даже в пространстве одного фильма. Классический пример: новелла «Наваждение» из комедийного шедевра Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Вспомните студентов, сдающих экзамен: кто-то вчистую проваливает испытание, кто-то прячет в перебинтованной голове наушник, а в цветке микрофон, чтобы получить подсказку по радиосвязи. А кто-то настолько поглощен учебником и конспектами, что, встретив девушку своей мечты, даже не замечает этого!
— Такая непохожесть персонажей — один из секретов успеха Гайдая?
— Да, но дело не только в этом. Во-первых, сам образ студента Шурика (хотя Демьяненко, когда он снимался в фильме, было уже под тридцать) притягателен невероятно. Этот добродушный и наивный недотепа способен на большие чувства и серьезные поступки: он может и с грабителями справиться, и украденную девушку освободить, и хулиганистого верзилу научить уму-разуму. Плюс актерское обаяние: это самая яркая работа в карьере великолепного Александра Демьяненко. Во-вторых, Гайдай все-таки немного сказочник: он рисовал образ эпохи через призму счастливой юности. Поэтому в его фильмах такая молодая энергетика, а краски так лучезарны. Вспомните улыбку Натальи Варлей (Нина из «Кавказской пленницы») и Натальи Селезневой (Лида из новеллы «Наваждение»). Эти девушки — лучшие представительницы своей эпохи, это «спортсменки, комсомолки и просто красавицы», но самое главное — они счастливые! Поэтому мы возвращаемся к фильмам Гайдая снова и снова: чтобы прикоснуться к этой сказке, подзарядиться эмоциями и снова подхватить «бациллу счастья».
— Но ведь далеко не все фильмы о студентах такие…
— Согласна. Первые картины, где появляются герои-студенты, были сняты в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. Они неотделимы от идеологической пропаганды того времени, буквально пропитаны ею, ведь одной из главных целей кинематографа было привить подросткам мировоззрение взрослых, доказать важность нового строя и воспитать его защитников. Студенты в этих фильмах — люди сильные и целеустремленные, которые не собираются подчиняться обстоятельствам. Например, именно они станут рупором справедливости в фильме «Человек с портфелем» Чеслава Сабинского (1929) и поставят зарвавшегося профессора на место. А невероятно сильная девушка из фильма «Студентка» (другое название — «Право на женщину») Алексея Каплера (1930) не боится уйти от мужа, который запретил ей учиться, и не сворачивает со своего пути даже тогда, когда гибнет ее ребенок.
— В 1940-е тема студенчества была буквально впаяна в фильмы о войне.
— Да, потому что значительная часть студентов во время Великой Отечественной ушла на фронт. Резкий поворот произошел только в середине 1950-х, когда запрос на простое и душевное кино стал превалировать. Связано это в первую очередь с периодом «оттепели». Кинематограф сделал шажок в сторону гуманизма, обычных человеческих ценностей. В таких фильмах люди больше не поворачивали реки вспять и не совершали подвигов во имя идеи: они просто встречались, влюблялись, боролись за свою любовь — и это душевное испытание перекраивало их жизнь. Один из самых ярких фильмов — это нежная и трепетная «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева (1956). Правда, речь в ней идет о школе рабочей молодежи, но, по сути, это те же студенты, только севшие за парту со своим взрослым багажом. Через 16 лет будет гениальное возвращение к этой теме — появится «Большая перемена» Алексея Коренева (1972), где в центре сюжета окажутся ученики вечерней школы.
— И очень разные по характеру люди…
— Да! Поэтому каждый из зрителей выбирает «своего» героя. Кому-то ближе красавец Ганжа, женившийся на учительнице, но скрывающий это. Чьей-то зрительской душе откликаются страдания персонажа Евгения Леонова, севшего за парту в солидном возрасте… Вообще, конкретные проблемы и переживания делают героев «Большой перемены» узнаваемыми, понятными и почти родными, что на фоне заштампованного «школьного фильма», где педагог был ходячим резонером, а студенты делились на круглых отличников и отпетых двоечников, было даже не глотком, а многосерийным потоком свежего воздуха.
— Мария, может, тогда вернемся в период «оттепели»?
— Я не против, к тому же в это время появилось очень много фильмов, связанных со студенчеством или поступлением в институт. И среди них очень трогательная и искренняя мелодрама Татьяны Лукашевич «Они встретились в пути» (1959) — о девушке-студентке, которая почти забрасывает учебу, чтобы помочь провалившемуся на вступительных экзаменах парню. Это музыкальная комедия «Годы молодые» Алексея Мишурина (1959), рассказывающая об абитуриентах театрального училища. Это «Сверстницы» Василия Ордынского (1959), где одну из своих первых ролей сыграла Лидия Федосеева-Шукшина: здесь в центре сюжета три молодые девчонки, мечтающие о любви, — и две из них как раз учатся в институтах. И конечно, один из моих любимых фильмов — «Приходите завтра» Евгения Ташкова (1962). Простодушие наивной Фроси Бурлаковой (Екатерина Савинова) покорило многих, но обратите внимание, какие там студенты: помимо старательной и ответственной Фроси в комедии есть парочка столичных шутников-разгильдяев, которые с упоением морочат голову девушке из сибирской деревни. А вот в девяностые флер наивности начал рассеиваться…
— Постойте, а как же «Стиляги»?
— «Стиляги» появились в 2008-м. Но они, как вы помните, обращены в прошлое — а его романтизировать очень легко. Плюс «Стиляги» все-таки мюзикл, от реальности фильм далек. Да и Валерий Тодоровский создает на экране не образы конкретных людей, а конструирует миф о прекрасной и безоблачной юности. Многие картины девяностых и нулевых идут другой дорогой. Образ преподавателя дегероизируется — и из мудрого наставника превращается в нечто авторитарное, занудное и даже гнусное. Студенты сбрасывают ореол постоянно ищущих знания отличников и превращаются в обычных молодых людей, вспоминающих про учебу только перед угрозой отчисления: вечеринки и поиск второй половины для них гораздо важнее. Не исключение и сериал «Универ».
— А как студенты выглядят на экране сегодня?
— Опять-таки по-разному. Но лично мне симпатичен новый тип героини или героя, появившихся совсем недавно. Это взрослые в возрастном диапазоне 40+, нашедшие в себе силы изменить свою жизнь и пришедшие в институт за новой профессией. Сейчас таких людей много и в жизни, хотя еще лет пятнадцать назад они были в диковинку. Так что в данном случае кинематограф просто подсмотрел реальную тенденцию и отразил ее на экране. Из примеров — комедийный сериал «Первокурсницы» Ильи Ермолова (2023). И конечно, я рада тому, что среди студентов, которые чаще всего появляются сегодня в кино и сериалах, больше не хронических зануд или карикатурных хулиганов, а инициативных молодых людей, готовых познавать мир и при необходимости его перестраивать. Я много вижу таких студентов и в реальности. И это здорово.
Василий Скромников