Поделиться
В интервью Росрепортеру доктор медицинских наук, профессор и писатель Мамедов Мехман Ниязиевич о своем пути к вере – от детских воспоминаний до научного осмысления религии, о духовных поисках, о том, что объединяет мировые религии и что явилось отправной точкой для написания книги о Пророке Мухаммеде.
— Мехман Ниязиевич, что побудило Вас, как врача и ученого, обратить внимание на религиозную тему? Какие события или факторы повлияли на Ваше решение заняться этим вопросом?
— Вера в Бога заложена в каждом человеке, но не все активизируют её по разным обстоятельствам. Кто-то наследует веру по семейным традициям, кто-то воспитывается в таком духе, а некоторые приходят к ней после определённых событий в своей жизни. Многие с возрастом всё чаще задумываются о существовании Всевышнего.
В моём случае это был долгий процесс, своего рода естественная эволюция сознания. Моя бабушка была очень религиозной женщиной, она часто молилась, и это отложилось в моей детской памяти. Поскольку я жил в больших городах (в Баку и Москве), обстоятельства сами диктовали жизненный уклад, включая отношение к религии. Как и многие другие жители города, я обращался к Богу в трудных ситуациях, прося его о помощи.
Однако я всегда стремился жить правильно с точки зрения морали. В жизни мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда моих усилий оказывалось недостаточно для разрешения проблем, особенно связанных со справедливостью. Но всякий раз, когда такие проблемы находили своё решение, я убеждался, что существуют высшие силы, сопровождающие нас. Верить в Бога можно как по внутреннему убеждению, так и через религию. Учёному с академическими взглядами вполне доступны предпосылки для самостоятельной веры в Бога, однако я уважаю религии и чувства верующих людей.
— Какие религиозные традиции Вам наиболее близки и почему?
— Мне как этническому азербайджанцу, безусловно, ближе мусульманская вера, так как мой народ принял ислам в VII веке. Ислам прочно вошёл в жизнь наших предков. Для меня это часть национальной самоидентичности. Ислам исповедуют два миллиарда человек во всём мире, но на протяжении столетий религия в результате тесной связи с местными этническими традициями приобретает национальный облик. При этом главные религиозные принципы везде остаются идентичными. В случае Ислама, это следующие постулаты:
– Не существует Бога, кроме Аллаха, Пророк Мухаммед — посланник Аллаха; – Коран является священной книгой для верующих мусульман.
Также существуют несколько обязательных обрядов для мусульман. Однако в реальной жизни не всем удаётся выполнять их, но стремление должно оставаться всегда.
Когда живёшь в крупных мегаполисах, где проживают представители разных национальностей, исповедующие различные религии, вопросы религиозных взглядов рассматриваются более масштабно. Например, если живёшь в городе или стране, где доминирует Православие, нужно с уважением и толерантностью относиться к существующим традициям, оставаясь при этом самим собой.
Ислам — третья авраамическая религия. Соотношение численности между христианами, мусульманами и иудеями в разных городах может различаться. Но вера в единого Бога объединяет людей. Во всех религиях (включая неавраамические) гуманистические ценности ставятся на первое место. Поэтому вера в Бога, независимо от религии, должна объединять людей.
— Как Ваш академический медицинский бэкграунд повлиял на понимание религиозных концепций и их интерпретацию?
— Безусловно, научный подход вносит свой вклад в понимание различных явлений и событий. В первую очередь, логическое мышление сталкивается с вопросами о происхождении жизни, Вселенной, смысле жизни и роли Творца. Академическая наука, как правило, обходит стороной вопросы, связанные с религией, поскольку этим занимается теология. Задача естественных наук заключается в открытии биологических и других законов, связанных с жизнедеятельностью живых существ и природой, а также в использовании этих знаний для развития человеческой цивилизации.
Мое медицинское образование и врачебная практика позволяют мне рассуждать как о возможностях, так и об ограничениях человеческого организма и психики. Человек способен частично контролировать свои инстинкты, существует баланс между волей, мышлением и инстинктами. Важно учитывать и биологические особенности, и состояние организма. На вопрос, нуждается ли человек в посторонней помощи, включая поддержку для психологического равновесия и понимания биологических законов, можно однозначно ответить утвердительно. Мы — разумные биологические существа, которые проходят жизненный цикл от рождения до смерти. В значительной степени общество определяет правила взаимоотношений, однако религия и вера помогают человеку жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
— Каким образом, с Вашей точки зрения, религия и наука могут дополнять или же взаимно обогащать друг друга?
— Очень хороший вопрос. Я не берусь судить, насколько они дополняют друг друга. История знает различные примеры взаимодействия религии и науки. В определенные времена религия стимулировала развитие науки, а иногда заметно её ограничивала. Бывали периоды параллельного существования. Одно я могу утверждать точно: религия, использующая достижения науки, скорее найдёт путь к сердцам людей. Жизнь диктует свои условия. Религиозные каноны должны адаптироваться к современности. Однако и наука, и религия ради сохранения и процветания цивилизации должны действовать сообща, когда это возможно.
— Недавно Вы выпустили книгу о Пророке Мухаммеде. Что стало отправной точкой для написания этой книги?
— Религиозная тема вошла в моё поле зрения с книги о Маймониде. Это средневековый врач и теолог. Я писал книгу о его врачебной деятельности и незаметно перешёл к интерпретации его религиозных взглядов, то есть к интерпретации некоторых принципов иудаизма. Затем я подготовил книгу о взаимодействии медицины и Православия. Эти книги так или иначе были связаны с моей основной профессией. Книга о жизни Пророка Мухаммеда (Мир ему) родилась уже с определённой подготовкой по знаниям основ авраамических религий. То есть была определённая последовательность.
Это книга подготовлена как хронология событий на Аравийском полуострове; на первом плане, безусловно, жизнь Пророка Мухаммеда (Мир ему) как основоположника Ислама. Книга написана доступным языком для широкого читателя. О жизни Пророка в разные эпохи написаны сотни книг. Они делятся на две группы. Книги, написанные мусульманскими учёными и богословами, содержат идеализированное представление о жизни Пророка. Западные авторы позволяют себе критический подход, часто основанный на необоснованных мыслях. Советские авторы отличались более сдержанным толкованием исторических фактов.
Современному человеку, жителю мегаполиса, без специального религиозного образования, нужна была такая книга, которая написана простым языком, избегая крайностей. Я постарался справиться с поставленной задачей.
— Как Вы достигали объективности при анализе жизни Пророка Мухаммеда?
— В первую очередь, я себя морально готовил. Поверьте, это был самый сложный этап в подготовке книги. Неоднократно убеждал себя о необходимости такого издания. За 30-летнюю научно-клиническую деятельность я подготовил более 500 статей и около 25 книг, в том числе популярных изданий. Но это была особая миссия. Собирал и изучал литературу на русском и английском языках. Сложность заключалась в том, что одни и те же исторические события интерпретировались совершено по-разному. Найти логику в этом и систематизировать все это было крайне сложно. Но, будучи ученым и светским мусульманином, постарался быть объективным в интерпретации фактов. В первую очередь, исключил все идеализированные мысли и старался ответить с фактами на критику западных авторов. К этому можно добавить упрощение стилистики. Религиозная литература не всегда отличается доступным языком для современного человека.
— Как Вы считаете, что читатели могут извлечь из Вашей книги о Пророке Мухаммеде, и как Вы хотите, чтобы она повлияла на их восприятие Ислама?
— Жизнь Пророка Мухаммеда (Мир ему) является примером самоотверженности, целеустремлённости, отваги и вершины веры в вечные ценности. Он прожил очень сложную жизнь, потеряв родителей в раннем возрасте, а большую её часть посвятил объединению своего народа вокруг идеи единобожия. Он использовал как доисламские арабские традиции, так и некоторые постулаты из уже существовавших авраамических религий.
При этом я хочу подчеркнуть, что Пророк относился к другим авраамическим религиям с уважением и призывал своих последователей уважать пророков иудаизма и христианства, принимая их за своих пророков. Это очень важно, ведь об этом не знают многие немусульмане.
Ислам следует воспринимать как третью авраамическую религию, которая признаёт единство Всевышнего и ставит гуманизм и справедливость на первое место. К сожалению, современные события преподносят Ислам в ущербном и необъективном свете, делая его отчасти жертвой крупных политических интриг. Это не только негативно сказывается на имидже мусульман, но и мешает межэтническому и религиозному взаимодействию.
— Какую реакцию Вы ожидаете от религиозных и научных сообществ в России и мусульманских странах на Вашу новую книгу о Пророке Мухаммеде?
— Если коротко, то ожидаю неоднозначной реакции. Я общался с религиозными деятелями и учёными. Первый вопрос, который возникал: почему, будучи врачом, я взялся за эту тему? Были даже ироничные мысли: всё ли я сделал в медицине, раз перешёл к этой теме? На что я сдержанно отвечал, что всё, что в моих силах, уже сделано и в будущем будет продолжено в изучении медицинской науки. Наука не знает масштабов и границ. Не хотелось бы ограничивать себя лишь изучением медицины, если есть другая мотивация, ведь жизнь одна.
Должен подчеркнуть, что рядом со мной были и теологи, и учёные-востоковеды, которые давали ценные советы. В частности, они морально поддерживали меня и снабжали редкой литературой. Книгу я вручил представителям Духовного управления мусульман России, различным мусульманским обществам в регионах России и странах СНГ. Английскую версию планирую распространять через дипломатические службы в других мусульманских странах.
Все предложения по обратной связи будут тщательно проанализированы и учтены.
— Как Вы считаете, какую роль сыграет Ваша книга в диалоге между различными религиозными и культурными традициями?
— Книга о Пророке Мухаммеде издана на русском и английском языках. Я рассчитываю, что электронная версия будет доступна широкому кругу читателей в разных странах мира. Думаю, что эта книга внесёт небольшой вклад в развитие межрелигиозных и этнических взаимодействий. Она может быть полезной не только для тех, кто исповедует Ислам, но и для всех, кто интересуется историей. В ней содержатся ответы на многие вопросы, касающиеся Ислама и его взаимодействия с другими культурами, а также истории арабской цивилизации.
— В свете Ваших религиозных изысканий, как Вы думаете, какую роль религия играет в жизни современного общества, особенно в условиях мегаполисов, а также в контексте современных вызовов и изменений?
— Во все времена человек остаётся человеком. Да, сегодня цивилизация ушла далеко вперёд по сравнению, например, со Средневековьем. Современные технологии и искусственный интеллект прочно вошли в нашу жизнь. Однако до тех пор, пока существуют биологические законы, человеку будет нужна вера в Бога, а значит, религия, служащая этой цели, тоже будет жить. Вера в Бога должна присутствовать в жизни каждого человека. Какой путь для этого выберет каждый из нас — личное дело.
На всё воля Божья!
Беседовала Марина Сурикова