Поделиться
… Именно так, по крайней мере, случилось в этот раз. Она читала ему свою поэму о *Сатинай, основанную на адыгской мифологии, он смотрел на неё влюблёнными глазами и внимательно слушал, нет – впитывал всем сердцем её голос, его тончайшие нюансы, мелодию и ритм стихотворных строк, – и в голове его в этот момент рождалась … Музыка.
По воспоминаниям супруги и любимой музы режиссёра Мухадина Кандуры Любы Балаговой-Кандур всё происходило именно так. Эта музыка Любви затем вошла в фильм, над которым в то время Мохи активно работал. Фильм назывался «Черкес». Второе название этому фильму я бы дала, идентичное заголовку этой статьи – «Музыка, рождённая любовью»…
Хочу признаться, что сегодня, в Доме кино, я смотрела этот фильм второй раз. Первый раз нам показали его на Международном Российско-Британском кинофестивале SIFFA в Сочи, где он прошёл тогда в рамках программы кинофестиваля «В фокусе – регион». Но, к нашему великому сожалению в тот вечер на показе своего ретроспективного фильма Мухадин не смог побывать из-за бушующей тогда пандемии коронавируса…
Но современные технологии делают нынче чудеса. Они помогли нам увидеть приветливо улыбающегося режиссёра на большом экране, который весело поприветствовал зрителей и пожелал всем приятного просмотра, с надеждой, что фильм, снятый им, нам понравится.
Вот тогда-то перед показом фильма Люба и рассказала эту романтическую предысторию создания замечательной музыки, которая потом органично вплелась в канву этого фильма. И тогда же, перед началом показа для присутствующих в зале выступил квартет солистов сочинского симфонического оркестра, исполнив эту замечательную музыку из кинофильма «Черкес», добавив ещё больше романтического флёра в энергетику зала. И мы, наполненные воспоминаниями, погрузились в просмотр фильма…
И в этот раз в Доме кино нашего дорогого и любимого всеми друга, композитора, режиссёра, сценариста и писателя снова нет с нами на показе фильма. Но теперь уже – навсегда. 28 ноября прошлого года его не стало. Смерть навсегда забрала его у нас. И теперь уже никакие технологии не помогут нам воскресить его. Такова жестокая жизнь.
Но с нами остались прекрасные плоды его интеллектуального труда: его музыка, сценарии, книги, научные разработки и его фильмы. Этого у нас никто не сможет забрать. И сегодня мы, его друзья и близкие, – все, кто любил и уважал этого доброго, улыбчивого, неординарного человека, пришли в Центральный Дом кинематографистов, чтобы почтить его память. Но, об этом я расскажу чуть позже. А пока продолжу рассказ о его любимом детище – фильме «Черкес».
…Исторический фильм Мухадина Кандура «Черкес» был снят в Иордании в 2010 году. Действие фильма происходит во второй половине девятнадцатого века на пока ещё несуществующей земле Иордан, которая была тогда частью Сирии. Фильм рассказывает о столкновении двух противоборствующих народов, двух культур – черкесских эмигрантов, появившихся на территории османских земель, и арабов-бедуинов. У каждого из которых веками устоялись свои понятия о мире, о взаимоотношениях между людьми, о чести, достоинстве и т.п., и столкновение этих разностей двух противоборствующих сил ведёт к неизбежному конфликту, который может довести до кровавых расправ.
Что может предотвратить это? Об этом фильм. В нём красной нитью и главной, доминирующей линией сюжета проходит страстная, всепоглощающая любовь молодого черкеса и девушки бедуинки. Однако, герои фильма принадлежат к разным культурам и национальностям, у них нет ничего общего, даже общего языка, на котором они могли бы выразить свою любовь. Но для любви слова – не главное, они полюбили друг друга, невзирая ни на что. Их объединяет горячее, испепеляющее чувство друг к другу, и наши герои готовы пойти на всё, чтобы преодолеть все преграды. Однако, их родители вовсе не разделяют их чувства и переживания. И это мягко сказано. Между ними огромная пропасть и любовь молодых неизбежно приведёт к трагическому исходу…
Но, возможно, именно она, эта чистая, беззаветная любовь, наконец, поможет объединить враждующих представителей двух народов, двух культур? К счастью, так и случилось в фильме, и мы, зрители, облегченно выдохнули задержанный вдох…
После предыдущего показа фильма, я побеседовала тогда с известным киноведом, доктором искусствоведения, профессором ВГИК, арт-директором сочинского кинофестиваля Кириллом Эмильевичем Разлоговыми, и попросила его поделиться своими впечатлениями о фильме. Вот, что он сказал тогда:
– «Фильм «Черкес» даёт основания для философских размышлений о том, как организовано человеческое общество, ощущение пейзажа, окружающее его, и то, как люди живут в нём, и, как влияет то, где они живут, на то, как они живут. Назревающий опасный конфликт, к счастью, разрешился в фильме, благодаря доброй воле и мудрости старейшин, а также беззаветной любви, которая, увы, не всегда бывает в жизни. Конечно, в фильме всё это несколько идеализировано, – заметил, однако, киновед, – но иногда это надо показывать, и верить в это, что любовью можно разрешить конфликт без кровопролития и жертв путём переговоров и мудрых решений. Главное, этот фильм сделан режиссёром с любовью и рассказывает о торжестве любви». (К сожалению, с нами уже нет и замечательного киноведа Кирилла Разлогова, который покинул этот мир в сентябре 2021 года. – ред.)
Я думаю, что все, кто посмотрел в этот вечер фильм «Черкес», единодушно согласятся с уважаемым киноведом Кириллом Разлоговым. И ещё хочу добавить от себя, что в свете происходящих нынешних событий в наших странах, фильм «Черкес», его глубокий человеческий посыл и главная идея его, которые он несёт в себе, звучат сегодня, как никогда, актуально и злободневно. Как же жаль, что не хватает, порой, мудрости некоторым правителям решать жизненно важные дела без крови, сев «за стол переговоров» …
Нашим героям-аксакалам фильма хватило ума и мудрости, перешагнуть через веками складывающиеся законы и установки, национальные разногласия и препоны, возвыситься над всем и преодолеть этот чрезвычайно трудный барьер…
* * *
Ну а теперь вернёмся в Белый зал Дома кино, то бишь, в начало нашего вечера. Простите за инверсию в рассказе.
В этот вечер с очень выразительным названием «Мой долгий путь домой» почтить память замечательного человека, композитора, кинорежиссёра, писателя и учёного Мухадина Кандура пришли его близкие друзья сенатор Арсен Каноков, руководители и сотрудники представительства Кабардино-Балкарской Республики, представители Союза писателей России и Союза композиторов, политические и общественные деятели, родственники, коллеги, кинематографисты, среди которых присутствовали народная артистка России Лариса Лужина, заслуженная артистка Российской Федерации Наталья Бондарчук, кинорежиссёр, поэт и писатель Владимир Алеников, кинорежиссёр Анатолий Бальчев, певица Ирина Грибулина и другие – все, кому был близок и интересен этот прекрасный, неординарный человек.
Вел вечер известный продюсер, секретарь Союза кинематографистов России Сергей Новожилов.
Сергей Владимирович предоставил микрофон супруге Мухадина Кандура Любе Балаговой-Кандур, которая поблагодарила всех, кто пришёл в этот день почтить память её супруга, и рассказала о важных этапах его творческого пути, который он прошёл за 85 лет своей жизни. Она сообщила, что предки Кандура переселились с Северного Кавказа в Иорданию в конце 19 века. Сам Мохи родился и вырос в Аммане. Затем уехал учиться в США, где окончил вначале колледж, потом университет в Клермонте, продолжил обучение в Германии…
Мухадин Кандур прожил яркую, духовно богатую историями и глобальными событиями жизнь, и, как в зеркале своей эпохи, отразил их в своём многогранном творчестве: музыке, кинематографе, литературе…
Его кинематографическая карьера началась с рекламных фильмов на студиях Дж. Уолтера Томпсона (JWT) и MPO в Нью-Йорке. Затем в начале семидесятых он переехал в Голливуд и был наиболее известен своими работами на голливудском телевидении в таких классических сериалах, как «Мэнникс» и «Бонанза».
В дальнейшем он снял фильмы, «Холодный ветер», «Призрак Эдгара Аллана По» с Робертом Уокером и Сезаром Ромеро; продюсировал множество проектов, отмеченных наградами. В 80-х он приезжает в СССР снимать одну из серий о кабардинской породе лошадей, а также серию «Музыкальное путешествие» о музыкальной культуре народов Северного Кавказа для европейских телеканалов. Затем будет фильм «Пленница», спродюсированный Арсеном Каноковым. В фильме снялись Джули Кокс, (Великобритания), Андрей Чернышёв (Россия), Егор Пазенко (Россия), Джеймс Уоллес (Великобритания), Мел Борз (США) и другие, где он раскрыл судьбу своего народа и других стран.
Кроме кинематографических работ, своё весомое слово Мухадин Кандур сказал и в музыке. Его произведения вошли в мировую сокровищницу классической музыки (изданы «Маримба»); они исполняются в престижных залах США, Японии, Великобритании, Иордании, России, включая Большой и Малый залы московской консерватории. О его музыкальных талантах и достижениях очень тепло рассказал на вечере ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ Александр Соколов. Он отметил, что лучшие музыкальные произведения Кандура исполнялись на концертах в консерватории. Он вспомнил, как в 2005 году из Лондона в Москву прилетел Мухадин с двумя сыновьями, юными талантливыми музыкантами. С тех пор Алим и Казбек ежегодно посещали мастер-классы знаменитых российских музыкантов.
Параллельно с работой в кино, Кандур всю свою сознательную жизнь занимался и литературным творчеством. Он оставил после себя огромное литературное наследие: романы, статьи сценарии и др. Его книги переведены на многие языки разных народов.
Занятия кинематографом и литературой не мешали Кандуру серьёзно заниматься и наукой. Он – доктор исторических и экономических наук, чьи труды без всякого преувеличения, могли бы стать темой для изучения целым институтом. Именно его исследования в области истории легли в основу лучших его художественных исторических произведений, таких как «Революция», «Дети Диаспоры» и шестилогия «Кавказ».
Поражает масштаб этого неординарного человека! Недаром на родине предков ему присвоили звание «народный писатель Кабардино-Балкарской Республики». Он был многогранным и любопытным человеком, ему всегда было интересно жить и творить в разных областях литературной, кинематографической, музыкальной и научной деятельностях, поистине это был человек-оркестр, как его часто называли!
С большим интересом мы посмотрели в этот вечер видеоприветствие Чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Великобритании Андрея Келина, который также отметил весомый вклад Мухадина Кандуры в киноискусстве, литературе, музыке, и подчеркнул важность его научных исследований об истории народов Северного Кавказа. Посол высоко оценил работу международного кинофестиваля SIFFA, который был инициирован в 2016 году Кандуром и его супругой Любой Балаговой. Кинофорум проходил ежегодно в Сочи, а с 2022 года мероприятия проводятся в Лондоне.
Мы с ностальгией посмотрели также видеоинтервью известного киноведа, доктора искусствоведения Кирилла Разлогова с Мухадином Кандуром, проходившее на российском телевидении «Культура» в 2018 году, где эти два умнейших человека рассуждают о жизни, творчестве, кинематографе… Очень больно было осознавать, что оба они уже покинули этот мир.
В этот вечер не остались в стороне, и наши певцы и артисты. Их выступления также внесли свою ностальгическую нотку в настроение зрителей. Эмоциональным и трепетным было выступление постоянного ведущего на кинофестивале в Сочи, Максима Колосова. Его задушевное чтение замечательного стихотворения Леонида Филатова «О, не лети так, жизнь!» вызвало шквал аплодисментов зала. С неменьшим интересом зал принимал солиста и художественного руководителя Кабардино-Балкарской государственной филармонии имени Бориса Темирканова, – Мухамеда Каширгова. Он исполнил песню «Душа моя», которую Мохи посвятил в своё время своей любимой жене Любе. Дмитрий Риберо-Феррейра исполнил песню из репертуара Джо Дассена, а известная певица Катя Семёнова сначала спела песню «Сильная женщина» на слова Любы Балаговой, а потом села за рояль и представила залу премьеру песни «Твоя музыка», тоже написанную на стихи Любы Балаговой.
В этот вечер было сказано много тёплых и добрых слов в адрес Кандура. Он был не только талантливым и разносторонним человеком, но и чрезвычайно скромным. И это его прекрасное качество было абсолютно обезоруживающим и вызывало взаимную симпатию у многих людей, которые были с ним знакомы. Он был прекрасно воспитан, элегантен, всегда подтянут, и покорял всех своей искренней доброй улыбкой, которой будет теперь нам так не хватать!
Кандур был эстетом, ценящим всё прекрасное в этом мире. Это и подтверждают его высказывания из его автобиографической книги «Мост на луну»: «Всю свою жизнь, даже когда я был всего лишь пятилетним ребёнком, я восхищался красотой. Красотой природы, красотой музыки, красотой женщины» …
Любе Балаговой посчастливилось стать его женой и музой, частью его жизни и судьбы, для которой он жил и творил свои произведения. Это была красивая, гармоничная пара. Они прошли вместе рука об руку более тридцати лет, вдохновляя и дополняя друг друга во всём. Вместе они воспитали двух прекрасных сыновей, – талантливых музыкантов. Это был период расцвета творчества Мухадина, когда он написал свои самые лучшие романы, снял свои лучшие фильмы, такие как «Черкес» и «Пленница», получившие самое большое количество международных наград, включая «За лучшую режиссуру», «За лучший фильм», «За лучшее продюсирование».
Он любил Россию, любил свою малую историческую родину. Его никогда не покидала мысль вернуться на родину предков, эта мысль прослеживается уже в раннем его творчестве. Будучи студентом, он создает с сокурсниками ансамбль музыки и танца, и они, гастролируют по разным университетам, исполняя русскую музыку на балалайке, а черкесские танцы на черкесской гармошке. Даже была издана пластинка с их исполнением, которая пользовалась тогда большим успехом…
Но жизнь – сложная. непредсказуемая штука, она не всегда подчиняется нашим планам и мечтам, и складывается так, как складывается… Вот таким символичным оказался сегодня его долгий путь домой… Пусть же будет ему земля пухом! Иншалла!
Фаина Зименкова
Фото Владимира Буева