Share This Article
В марте исполняется 100 лет с момента создания повести гениального русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Это произведение по праву считается классикой отечественной литературы, сочетающей в себе элементы нескольких жанров: сатиры, фантастики и социальной драмы. Судьба этой повести, наполненной пророческим смыслом, оказалась непростой и отражает противоречия эпохи
Впервые Булгаков прочитал «Собачье сердце» на литературном собрании «Никитинские субботники», где оно вызвало живой интерес у московской публики. Предполагалось, что повесть будет опубликована в альманахе «Недра», однако советская цензура наложила запрет на её публикацию. По мнению партийного функционера Льва Каменева, сюжет являлся памфлетом на советский строй и не подлежал печати. Во время обыска у Булгакова рукопись была изъята, но вскоре, после вмешательства Максима Горького, возвращена автору. Тем не менее, повесть распространялась в самиздате, хоть и небольшим тиражом. Лишь спустя годы, в 1968 году, «Собачье сердце» было впервые опубликовано за рубежом, в Лондоне и Франкфурте. И только через 19 лет, в 1987 году, произведение увидело свет в Советском Союзе, появившись на страницах журнала «Знамя» (№ 6). В нашей стране повесть получила широкое признание после экранизации 1988 года с одноимённым названием, которая стала культовой.
Действие повести разворачивается в 20-е годы XX века, когда медицинские опыты по омоложению человеческого организма были популярны и в Европе, и в России. Булгаков, как врач, был хорошо знаком с этими научными экспериментами, что нашло отражение в образе профессора Филиппа Филипповича Преображенского — учёного и успешного хирурга, одного из пионеров этих операций, оказывавшего услуги своим богатым клиентам. Прототипом профессора Преображенского послужил дядя Булгакова, Н.М. Покровский, врач-гинеколог, живший на Пречистенке, где и происходят основные события повести.
Научно-фантастический сюжет повествует о том, как профессор Преображенский решается на смелый эксперимент: пересадку собаке гипофиза и семенных желез Клима Чугункина, ранее судимого за кражи, страдавшего алкоголизмом и погибшего от ножевого ранения в сердце возле пивной.
В результате этого эксперимента появляется Полиграф Полиграфович Шариков — гротескное воплощение победившего пролетариата. Существование Шарикова доставляет множество проблем профессору Преображенскому и его домашним, ставя под угрозу их привычную жизнь. В итоге Преображенский решается на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки. Финал повести остаётся открытым, так как профессору Преображенскому удаётся доказать новым властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича. Писатель завершает повесть риторическим вопросом о том, как долго продлится неспокойная жизнь профессора.
Сюжет произведения имеет кольцевую композицию: начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком, и заканчивается возвращением к исходному состоянию — Шариков вновь обретает облик животного. Особенностью композиции являются дневниковые записи доктора Борменталя, в которых он фиксирует результаты эксперимента, процесс перерождения пациента, его достижения и деградацию. Таким образом, история «жизни» Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Важным моментом является знакомство Шарикова со Швондером, домоуправом и представителем новой власти, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.
В центре внимания повести — два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков. В завязке произведения жизнь показана глазами пса Шарика, его «собачьи» размышления о погоде, о людях и о собственной жизни отражают то немногое, что нужно ему для спокойного существования. Кульминацией истории является перерождение Шарика в Полиграфа Полиграфовича, его моральное и духовное разложение, апогеем которого становится замысел убийства профессора. В развязке профессор Преображенский и доктор Борменталь возвращают подопытного в его первоначальный вид, тем самым исправляя свою ошибку.
Социальный и гуманистический аспекты
«Собачье сердце» — это социальная сатира с политическим подтекстом, в которой преобладают философские размышления о природе нового строя.
Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности представителей власти и невозможности насильственного изменения естественного хода истории. Результаты революции оказываются плачевными, она, как и операция профессора Преображенского, приводит к неожиданным последствиям, вскрывая самые страшные болезни общества.
Автором затронута также тема человеческой природы, натуры и характеров. Он намекает на то, что человек, чувствуя себя всесильным, не всегда способен контролировать последствия своей деятельности.
Почему Булгаков назвал свою повесть «Собачье сердце»?
Известно, что Булгаков происходил из аристократической семьи, поэтому нововведения послереволюционной России он воспринимал критически. Для него, высокообразованного человека, допуск малограмотного пролетариата к управлению государством был неприемлем.
Профессор Преображенский возмущён творящейся неразберихой и хаосом, списываемыми современниками на послереволюционную разруху. Главная идея повести заключается в размышлениях автора о том, к чему может привести страну бездуховность и бесконтрольность людей, получивших свободу действий.
Решившись на эксперимент, профессор пересаживает доброму и умному псу «сердце» органы крайне аморальной «личности» — 25-летнего Клима Чугункина. Переродившийся в человека пёс, попав под влияние необразованного председателя домкома Швондера, дорвавшегося до власти, постепенно превращается в бесчеловечного монстра, несмотря на воспитательные усилия профессора. Шариков становится сознательным участником пролетарских преобразований, но, получив власть, превращается в наглого и неблагодарного хама, из-за чего профессор вынужден вернуть ему прежний облик собаки.
Общество 20-х годов XX века характеризуется в повести с помощью иронии, пародии и гротеска. Произведение богато афоризмами, высказанными разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов…» (Шариков), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).
Философское размышление об уроках истории
Повесть «Собачье сердце» — плод воображения писателя, но во многом она оказалась пророческой, и некоторые её фрагменты взяты из реальной действительности.
Основной тезис произведения сводится к следующему: «Насильственное изменение общественного строя и уклада неизбежно приведёт к плачевным результатам». Нельзя давать возможность управлять обществом необразованным и незрелым людям, таким как Шариков. Подобный эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории.
Этот тезис можно расширить и применять во многих сферах человеческой жизни. Искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику и другие сферы не приведёт к позитивным изменениям. Во всём должна быть преемственность, последовательность и естественная эволюция. Суть любых преобразований не в форме подачи, а в содержании. Необоснованная «красивая» оболочка рано или поздно треснет. Стремление к утопическим мечтам и потеря связи с реальностью могут погубить все ценности. На фоне искусственно созданного миража всегда найдутся силы, которые захотят его разрушить, что может привести к беде на уровне индивидуума и общества. Не конкретизируя события вокруг, стоит подчеркнуть, что и в настоящее время мы часто встречаемся с подобными явлениями в различных масштабах. Однако своевременное осознание ошибок, мобилизация разума над инстинктами и исправление ситуации дают надежду на светлое будущее.
Размышления о непреходящей актуальности повести
«Собачье сердце» Михаила Булгакова, будучи произведением, глубоко укорененным в реалиях послереволюционной России, не теряет своей актуальности и в наши дни. Проблемы, поднятые в повести – противостояние интеллигенции и невежества, опасность бездуховности и вседозволенности, нравственная ответственность за научные открытия и социальные эксперименты – продолжают волновать общество и находить отклик в сердцах читателей разных поколений.
Повесть напоминает нам о важности сохранения культурных ценностей и традиций, о необходимости критического мышления и осознанного подхода к любым преобразованиям. Она предостерегает от слепого следования идеологическим догмам и призывает к гуманизму и уважению к человеческой личности.
«Собачье сердце» – это не просто сатирическое произведение, высмеивающее недостатки общества. Это глубокое философское размышление о природе человека, о его месте в мире и о последствиях его действий. Эта повесть заставляет нас задуматься о том, кто мы есть, куда мы идем и какую цену мы готовы заплатить за свои убеждения и стремления.
В заключение, можно сказать, что «Собачье сердце» Михаила Булгакова – это произведение, которое выдержало испытание временем и продолжает волновать сердца и умы читателей. Эта повесть – не просто памятник ушедшей эпохи, а актуальное и злободневное произведение, которое заставляет нас задуматься о вечных вопросах морали и нравственности, о месте человека в мире и о последствиях его действий. «Собачье сердце» – это повесть, которую стоит читать и перечитывать, чтобы лучше понять себя и окружающий мир.
Мехман Мамедов