Share This Article
16 марта 2025 года исполнилось бы 85 лет одному из выдающихся джазовых композиторов и исполнителей — Вагифу Мустафазаде. Его можно назвать пионером этноджаза в Советском Союзе, а на мировом уровне — уникальным и виртуозным джазовым исполнителем, композитором, соединяющим древние восточные музыкальные традиции и западную музыку
Первые шаги в музыке
Вагиф Мустафазаде родился 16 марта 1940 года в городе Баку. Его отец, военный врач, родом из древнего азербайджанского города Шеки, увлекался музыкой и играл на таре. Вагиф рано потерял отца, унаследовал от него мощную интуицию, увлеченность, ответственность и трудолюбие. Своему музыкальному образованию он обязан матери — Зивяр ханум — одной из первых азербайджанских пианисток, прекрасному знатоку мугама. Она была ученицей основоположника азербайджанской классической музыки Узеира Гаджибекова.
В возрасте 9 лет мальчик на свой лад импровизировал национальную музыку. В музыкальной школе он приобщился к западной классической музыке и исполнял произведения композиторов, таких как Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Мендельсон, Рахманинов и др. Его учителем был музыкант, воспитанный в лучших традициях русского пианизма, Г. Г. Шароев. Со временем игра на фортепиано стала смыслом жизни Вагифа. Первое выступление на большой сцене в зале Бакинской филармонии 30 мая 1956 года стало для Вагифа одним из ярких воспоминаний юности. Шестнадцатилетний В. Мустафазаде блестяще сыграл первую часть фортепианного концерта Мендельсона. Пораженный исполнением юного дарования азербайджанский дирижер и композитор Ниязи увидел в нем большого музыканта и предрекал большой успех. Вагиф часто прослушивал записи знаменитых зарубежных джазовых музыкантов, таких как Джон Колтрейн, Оскар Питерсон, Телониус Монк и Билл Эванс, и это сыграло важную роль в судьбе его музыкальной карьеры.
Молодой солист радиокомитета Азербайджана и переезд в Тбилиси
В 18 лет, будучи студентом музыкального училища им. А. Зейналлы, Вагиф приступил к работе в Радиокомитете Азербайджанской ССР в качестве солиста. В 1964 году он продолжил свою учебу в Азербайджанской государственной консерватории им. Узеира Гаджибекова.
Однако спустя год переехал в Тбилиси и стал музыкальным руководителем в ансамбле “Орэро”. Он сотрудничал с талантливым музыкантом Тамазом Курашвили. В результате этого творческого союза рождались новые музыкальные проекты, они стали выступать на различных фестивалях и джазовых концертах. В Тбилиси он создал свою первую группу — джаз-трио «Кавказ» (состав группы: Вагиф Мустафазаде, Гено Надирашвили, Феликс Шабсис) при Государственной филармонии Грузии. Звездным часом для него стало выступление на XIII Международном джазовом фестивале в Таллинне в 1966 году. Тогда Вагиф Мустафазаде исполнил несколько композиций и, покорив зрителей неординарной игрой, стал лауреатом фестиваля. Его виртуозное исполнение пьесы Дж. Гершвина «Человек, которого я люблю» знаменитый американский джазовый критик У. Коновер лаконично комментировал так: «Он самый лиричный пианист, которого я слышал».
Создание вокальной группы «Севиль» и рождение джаз-мугама
В 1968 году состоялись первые гастроли Вагифа по городам СССР. Завоевав серьезный успех на всесоюзном уровне, Вагиф Мустафазаде в том же году, по настоянию министра культуры Азербайджана и композитора Рауфа Гаджиева, возвращается в свой любимый город Баку. Вдохновленный молодой музыкант с новой силой приступает к творческой деятельности. В 1970 году он создает первую женскую вокальную группу “Лейли”. За короткое время коллектив стал популярным среди горожан. Спустя год меняется состав и название группы — “Севиль”. В репертуаре преобладали песни и мелодии в джазовой обработке. Одной из четырех солисток группы была его супруга Эльза Мустафазаде (Бандзеладзе), с которой он познакомился в Тбилиси. Кроме сочинения своих произведений, также представлял произведения классической музыки Кара Караева в джазовой обработке, авторской музыки Тофика Бакиханова и народной музыки. Глубокие знания азербайджанского мугама и его синтез с классической джазовой музыкой позволили ему создать новое направление в этноджазе — азербайджанский джаз (джаз-мугам). Впервые восточная музыка приобрела новый облик в джазовом стиле. Конечно, не все было так гладко в восприятии нового стиля в родном Баку. Известный композитор Тофик Кулиев во многом помогал и поддерживал Вагифа. Увлечение джазом объединяло его с композитором и исполнителем Рафиком Бабаевым. В 1977 году Вагиф Мустафазаде создает джазовую группу “Мугам”. В этом же году он принял участие во Всесоюзном джазовом фестивале в Донецке.
Последние два года жизни были весьма плодотворными в жизни музыканта. Фирма «Мелодия» выпустила его двойной альбом «Джазовые импровизации» и пластинку с обработками произведений композитора Тофика Кулиева. Он блистательно выступил на джазовом фестивале «Тбилиси-78».
Феноменальная память, присущая В. Мустафазаде, яркая манера исполнения и бисерная техника отличали его игру от других музыкантов. По мнению коллег, он отдавался работе со всей душой, не жалея времени и сил.
Мировое признание
По объективным причинам Вагиф Мустафазаде долго не мог дебютировать на мировой джазовой сцене. Однако, по рекомендациям, в 1979 году он послал на Всемирный конкурс джазовой музыки в Монако свою композицию “В ожидании Азизы”. На этой площадке он конкурировал с джазовыми музыкантами всего мира. Его волнение и старание дали свой результат, композиция советско-азербайджанского композитора и исполнителя получает Гран-при. Он, Вагиф, стал лучшим исполнителем среди участников конкурса. Победителю положен не только приз, но и подарок — “белый рояль”, как символ чистой музыки, несущей в себе мир и любовь к жизни. Но музыкант этого не узнает.
Не только джаз
Конечно, джаз занимал основное место в творчестве гениального музыканта. Его джазовая коллекция состояла не только из колоритных национальных композиций. Десятки произведений музыканта, такие как «Блю Даниэль», «Ритм», «Сила воли», написаны в стиле классических джазовых традиций. Надо отметить, что Вагиф Мустафазаде писал также симфоническую и камерную музыку. Он является автором многочисленных камерных фортепианных пьес. Всего за свою короткую жизнь он сочинил более 1200 музыкальных произведений.
Внезапная смерть на сцене
15 декабря 1979 года Вагиф вместе с группой “Мугам” был на гастролях в Ташкенте. Во время первого отделения концерта он почувствовал, что пальцы перестают его слушаться, и перехватило дыхание. Вопреки советам врачей он продолжил игру и отыграл второе отделение. Это был последний концерт Вагифа Мустафазаде. Он скончался от инфаркта миокарда в возрасте 39 лет. Его смерть застала врасплох всех близких и любителей его музыки. Ведь целая жизнь и множество творений должны были ожидать впереди еще молодого тридцатидевятилетнего Вагифа. В 1980 году, после его смерти, ведущий англоязычной передачи «Время джаза» (Jazz Time) на радио «Голос Америки» Уиллс Коновер полностью посвятил свою часовую передачу Вагифу Мустафазаде. Несмотря на то что между странами были напряженные отношения, это было высшее признание таланта советского джазового музыканта. Позже сценарист и режиссер Рустам Ибрагимбеков писал: «Почему он так рано ушел? Истинно талантливый человек является проводником божественных сил. Чем мощнее эта сила у одаренного человека, тем быстрее физические силы исчерпаются. Трудно держать божественную силу в теле. Вагиф — часть нашего национального самосознания и бытия. Со своими взлетами и падениями он кусочек, точно выражающий сущность нашего народа».
Мировые звезды джаза и музыкальные критики о творчестве Вагифа Мустафазаде
Би Би Кинг, будучи в гастролях в СССР, сыграл с ним в джем-сейшне и позже признавал, что хотел бы играть блюз так, как играет Мустафазаде. По мнению шведского пианиста Я. Юханссона, музыка Вагифа Мустафазаде удивительно современна, и в то же время от неё веет таинствами древних кавказских мелодий, воспетых поэтами не одного поколения. Президент Вашингтонского джаз-клуба Д. Бэкер признавал, что Вагиф Мустафазаде является одним из лучших пианистов мира. Павел Бродовский, многолетний главный редактор европейского журнала «Джаз Форум», говорил: «В. Мустафазаде — пианист, который имеет свой, ярко выраженный почерк. Он великолепно играет свой джаз, умело использует азербайджанский колорит. Он смело может быть примером для многих джазменов». Имя Вагифа Мустафазаде вошло во Всемирную энциклопедию джаза под редакцией авторов из США.
Спустя годы
Сегодня семейные музыкальные традиции успешно продолжаются. Его дочь Азиза Мустафазаде пошла по стопам отца. В восьмилетнем возрасте она, выступая с отцом в Тбилиси, получила специальный приз фестиваля “Тбилиси-78”. В настоящее время Азиза Мустафазаде проживает в Германии и является одним из признанных джазовых музыкантов мирового уровня. Она регулярно выступает с концертами в родном Баку. Вокруг личности Вагифа всегда было много споров и полемик как при жизни, так и после его смерти. Талантливый музыкант не подчинялся стереотипам, созданным обществом, создавал свои правила в музыке. Его импровизации и сейчас анализируются профессиональными джазовыми музыкантами. Сегодня в Азербайджане созданная Вагифом школа этноджаза развивается, несколько поколений талантливых музыкантов, вдохновленных его музыкальным наследием, открывают новые страницы и покоряют олимп джазовой музыки. Благодаря открытию Вагифа у молодого поколения создалось такое ощущение, что азербайджанский джаз имеет такую же древнюю историю, как и другие национальные музыкальные жанры. Такой родной и близкий к душе азербайджанский джаз. Безусловно, Вагиф Мустафазаде стал революционером и феноменом в истории мирового джаза.
PS. Если когда-нибудь будете в Баку, рекомендую посетить в старом городе «Ичери-шехер» дом-музей Вагифа Мустафазаде. Здесь вы окунетесь в атмосферу джазовой музыки 70-х годов прошлого столетия и почувствуете ауру волшебного азербайджанского джаза, созданного гением.
Мамедов Мехман, д.м.н., профессор, главный редактор «Международного журнала сердца и сосудистых заболеваний», президент Фонда Кардиопрогресс. Москва
Источник: allaboutjazz.com