Поделиться
Надежда Воронцова (Орлова) – доктор педагогических наук, профессор, автор онлайн-школы молодых ученых «Азбука Науки» (https://azbukanauki.ru/) в интервью Росрепортеру о проблемах подготовки ученых и новом формате защиты кандидатских диссертаций
– Что на сегодняшний день поменялось в подготовке молодых ученых?
– Последний год Минобрнауки активно принимает меры по решению проблемы качества подготовки молодых ученых: уже увеличено количество мест в аспирантурах, предложена отсрочка от частичной мобилизации, изменены правила обучения в аспирантуре, даже требования к составу диссертационных советов упростили. Все это дало определенные результаты и привлекло в аспирантуру намного больше слушателей в последний год. Прейдет ли количество в качество – скорее всего нет. Теперь активно обсуждается новый формат получения ученой степени кандидата наук – по совокупности научных статей.
– И в чем же суть нового формата?
– Такой вариант уже предусмотрен для докторской степени и вот решили дать возможность аспирантам вместо диссертации представить на защиту научный доклад — краткое обобщение результатов своих исследований на основе ранее опубликованных научных статей. Иными словами, диссертации хотят отменить и оставить только научные статьи. Пока это разрешено для технических, физико-математических и некоторых естественных наук, а далее планируется вводить для других отраслей.
– К чему приведет это новшество и почему современным ученым так сложно написать и защитить свои кандидатские или докторские диссертации?
– Предполагается, что такой доклад должен быть представлен к защите во время обучения в аспирантуре или в течение года после ее завершения, и это станет дополнительным стимулом для аспирантов завершать свои исследования в установленные сроки и позволит увеличить количество защит в аспирантуре и количество ученых в целом по стране – это собственно главная цель! И чтобы ее достичь, решили сделать путь к ученой степени кандидата наук максимально простым. Ка мы видим основные новации Минобрнауки направлены именно на увеличение количественных показателей за счет упрощения процедур. Только вот к науке это никакого отношения не имеет.
– Каковы количественные показатели защит диссертаций в аспирантурах вузов?
– Не секрет, что уже многие годы процент защит диссертаций в аспирантурах вузов очень низкий — от 5 до 10% максимум. И никто не знает, что с этим делать. Это говорит о том, что нет системы, нет четко отработанной методологии написания диссертаций, а отсюда снижается уровень научной грамотности молодых ученых. Они не могут самостоятельно написать диссертации, а впоследствии – не могут оказать необходимую помощь своим ученикам. Однако решения принимают в другом русле – пытаются найти всевозможные лазейки, чтобы путь к ученой степени кандидата или доктора наук максимально упростить.
Авторы и сторонники новации сетуют на то, что аспиранты очень заняты исследованиями и «не всегда успевают в установленные сроки оформить текст диссертации и необходимые документы», и «какой смысл переписывать статьи в диссертацию». А смысл есть.
То, что пять научных статей могут заменить полноценную диссертацию – это иллюзия, а по-научному – подмена понятий. Нельзя приравнивать научные статьи и подготовленную научно-квалификационную работу – диссертацию! Даже если принять во внимание совокупность хороших статей, то статьи и диссертация – это разные научные труды, как по принципам построения, так и по масштабу, и по уровням.
– Какие компетенции необходимы кандидату наук для защиты диссертации?
Дело в том, что именно по качеству диссертации и тех научных результатов, которые автор не только получает, но и последовательно обосновывает в диссертации, выстраивая научную систему, определяется уровень научной грамотности автора. В статьях же не предусмотрены те смысловые блоки и сложные логические взаимосвязи, на которых строится диссертация. По ним нельзя оценить глубину проработки проблемы и ее решения. В статьях нет масштабного осмысления проблемы и соединения процессов и результатов в единый значимый научный труд. Статьи – это отдельные шаги и фрагменты большой научной работы. А вот построение единой системы – диссертации – это методологически выстроенная работа иного уровня и масштаба. И если автор статей не в состоянии оформить результаты своего исследования в диссертацию, то значит он не обладает должным уровнем мышления и теми компетенциями, которые необходимы кандидату наук!
Только далекие от науки люди могут утверждать, что несколько статей и диссертация – взаимозаменяемы. Такой поверхностный взгляд при принятии подобных решений не несет полезного качественного приращения, а снова и снова доказывает, что количество важнее.
Решение упростить этот процесс, конечно же скажется на качестве и научной грамотности учёных!
Беседовал Замин Мустафаев