Поделиться
Кто из нас в юности не стремился «приблизить» к себе искусно запечатленный мастером фотосъемки образ любимого музыканта из некой культовой рок-группы, разместив его фото на видном месте, или же – напротив, спрятав «поглубже» между страничками настольной книжки… Кто из фанатов не мечтал приобрести футболку с принтом фотопортретов кумиров!.. Но часто ли поклонники поющих звёзд склонны вспоминать о творчестве тех самых «волшебников момента», которые, поймав заветное мгновенье в объектив, делают образы знаменитостей узнаваемыми и популярными?..
Между тем, талант и мастерство «музыкальных» фотографов порой заслуживает не меньшего восхищения, чем дарования тех, кого они призваны запечатлеть. В числе ярчайших профессионалов жанра – героиня нашего материала, известный фотожурналист, пресс-атташе культовой группы «АРИЯ» – Наталья СТУПНИКОВА.
Наталья – личность креативная, многогранная и разносторонне яркая, но сегодня мы сфокусируемся на ее причастности к фотоискусству. Сделанные ею фотопортреты именитых музыкантов, высоко оцененные авторитетными знатоками жанра, способны восторгать, интриговать, «гипнотизировать», шокировать, «студить» и «раскалять» взгляд, … Иными словами – вызывать фейерверк самых разных, порой диаметральных чувств, но они никогда не оставляют зрителя равнодушным!
На днях Наталья Ступникова любезно согласилась дать нам интервью, которое мы с удовольствием предлагаем вашему вниманию.
– Наталья, какое определение Вы склонны дать вашему увлечению фотографией? Судя по всему, оно стало фактически Вашей профессией… Сколько фотопортретов Вами создано?
– Сложно описывать самих себя, не скатываясь в ненужный пафос или скромность. Однако, давайте попробуем и сразу определимся, что фотография для меня – не профессия, а хобби. Это то, что позволяет «выпустить пар» и на какой-то момент переместиться в совершенно другую реальность. Хотя навыки, приобретенные в фотографировании, мне существенно помогают в моей текущей работе — в Научной лаборатории Музея современного искусства, где мне необходимо заниматься фотофиксацией представленных произведений и исследуемых образцов. Таким образом, все оказалось взаимосвязано.
Что касается вопроса о том, сколько примерно фотопортретов создано — тут сказать сложно. Мой фотоархив насчитывает сотни гигабайт, но из этого объёма выделяю я, от силы, наверное, около 100 интересных кадров…
– Наталья, Ваши фотографии имеют свойство “цеплять”, удерживаться в памяти, и главное – точно передавать энергетику и колорит запечатленной персоны. Как говорится, “до мурашек”. В чем секрет такого эффекта?
– Спасибо за комплимент, очень рада, если это так. Собственно этого эффекта я стараюсь добиться. Но секрета никакого нет на самом деле. Впрочем, наверное, это – уважение и любовь к объекту съемки в процессе. А может быть, это – эффект моего любимого монохрома.
– Расскажите пожалуйста о самой любимой Вами фотоработе: с каким событием связано ее создание? Чем именно интересен этот образ?
– Я не могу выделить одну любимую фотографию, их несколько, появившихся в разные периоды времени. Все эти образы интересны эмоциями, которые удалось поймать в объектив фотокамеры во время выступлений артистов.
На вскидку я могу выделить эти три работы. Первая — самая важная. С неё, можно сказать, все и началось.
Сделана она была еще на мою первую зеркальную камеру, и из-за специфики камеры и сценического света фотографии те были, на мой взгляд, «проходными». Однако лидер группы Kreator ее заметил, и она несколько лет с тех пор была одной из репрезентативных фотографий группы.
Следующая карточка — один из моих любимых артистов — King Diamond. Он приезжал к нам всего дважды, и вот – второй раз мне удалось уже поработать для группы на их российском концерте, а затем и на фестивале Wacken в Германии. Они выбрали несколько фотографий, которые стали визитной карточкой их концертных туров, а также использовались в официальном мерче и оформлении дисков.
Ну и последняя — фотография гитариста Grave Digger Акселя Ритта, сделанная на фестивале Moscow Metal Meeting и внезапно попавшая в список победителей фотоконкурса Best of Russia.
– Впечатляюще! А какую из ваших работ Вы склонны назвать самой необычной?
– Для ответа на этот вопрос мне пришлось пробежаться по своему фотоархиву!) Ведь понятие «необычности» для всех разное. Как и любой фотограф, я экспериментировала, что-то из задуманного получалось, что-то не очень. И в конечном итоге то, что я считаю «необычным», другой фотограф оценит иначе – скажет, что снимает так постоянно и ничего необычного тут нет. Если говорить об удавшихся экспериментах и необычности, то это определенно будет кадр с концерта Exodus, на котором запечатлен серклпит в движении. Я увидела подобный снимок у одного из чилийских концертных фотографов и настойчиво пыталась повторить его эффект.
– А всегда ли Вам легко добиться согласия персоны на фотографирование? Ведь музыканты – натуры непростые, специфичные.
– Как я сказала в самом начале, речь идет в первую очередь о концертной фотосъемке, для осуществления которой чаще всего не нужно согласие музыканта, нужна аккредитация прессы. Правда, тут есть свой нюанс, так как фотосъемка по аккредитации налагает ряд ограничений на фотографа, которые определяет менеджмент музыканта. Так что, иногда я предпочитала связываться с интересующими меня музыкантами напрямую и договариваться с ними на более комфортные для меня условия проведения фотосъемки. Но никогда речь не шла о съемках за кулисами или в студии, я к этому никогда не тяготела. Единственный артист, которого я снимала в студии — шведский дирижер Ульф Ваденбрандт, выступавший с Оркестром Москвы «Русская Филармония», а также участвовавший в масштабном проекте группы «АРИЯ» – «Классическая Ария».
– Возможно, в Вашей творческой практике были курьезные моменты, о которых Вы могли бы рассказать?
– Не могу вспомнить такие. Есть скорее «страшилки» для начинающих концертных фотографов, которые рвутся снимать и часто не знают, что их может ожидать. Например, «прекрасное» от менеджмента Мэрлина Мэнсона, когда можно было снимать фотографам только первую песню, на протяжении всей песни он выступал в полной темноте, светя в зал лазером, встроенным в его перчатку; и пару раз сверкали стробоскопы. Как говорится, «кто успел тот и съел». У меня ни одного кадра с того концерта так и не вышло.
– Наталья, а что в работе автора портретной фотографии — главное: передать миг, настроение героя, или – как можно точнее выразить его характер, приоткрыть скрытую внутреннюю суть?
– Главное – чувствовать и любить свою модель. Погрузиться в процесс, даже если речь идет о концертной фотосъемке. Наверное, как-то так.
– А что Вам более интересно: фотосъёмка во время выступления артистов на сцене, или – специально организуемые Вами фотосессии?
– Мне интересна в первую очередь работа на концерте, там артист погружен в действо, он живет в процессе, и именно там можно поймать очень много интересных эмоций.
– Несколько слов – о Вашей текущей деятельности. Ведь, как известно, Вы – далеко не только фотограф-портретист. Как удаётся находить время для совмещения разных видов деятельности?
– К сожалению, с 2020 года концертная индустрия сошла на нет, особенно в отношении зарубежных музыкантов. Так что, единственные из артистов, кого мне удалось поснимать за последние два года — это шведы Pain, которые успели приехать к нам с небольшим туром в феврале 2022 года. А во времена активной концертной деятельности все обычно происходит вечерами и по выходным, так что никакого конфликта с постоянной работой не было.
– Как бы сформулировали Ваш творческий девиз?
– Music Fairytales. Be closer than ever. Когда-то я пыталась сделать свой вебсайт именно под этой «вывеской», но проект «пал смертью храбрых» за неимением времени.
– Наталья, огромное спасибо за беседу. От души желаем Вам новых творческих свершений, новых источников вдохновения и свежих, уникальных, ярких фотокадров!
Беседу вела Елена МОРОЗ
Фото из личного архива Натальи СТУПНИКОВОЙ