Поделиться
Театральные постановки, также, как и люди, рождаются, живут и умирают. Дожить до 25-го юбилея удается не каждому спектаклю. Он должен быть особенным, ярким, эмоциональным, живым и актуальным. И тогда он становится классикой… Именно таким стал спектакль «Саломея», отметивший свой 25-й юбилей 29 апреля на сцене театра Романа Виктюка.
В этот день – в театре полный аншлаг, атмосфера праздника, шампанское и музыка! В фойе яблоку упасть негде, толпы зрителей и гостей. Мне удалось найти местечко лишь на балконе, и наблюдать за зрелищем сверху. Зрители – в красном-черном-золотом… Любимая цветовая гамма Романа Григорьевича. Фойе украшено воздушными шариками тех же оттенков. Дань уважения Мастеру – во всем соблюден стиль. Фото актеров в полный рост, рядом с которыми все фотографируются, улыбки, цветы, все в предвкушении волшебства!
Театр Романа Виктюка – это один из самых изысканных театров Москвы, все постановки здесь отличаются безупречным вкусом и своеобразной элитарной эстетикой. До сих пор перед началом каждого действа звучит голос Романа Григорьевича, который просит зрителей отключить мобильные телефоны. Его Дух живет в театре, он как будто сидит среди нас, в зале, следит за игрой любимых актеров.
Этот необыкновенный театр всегда отличался от других московских театров своим уникальным стилем и подходом к постановке спектаклей. Здесь создаются настоящие театральные шедевры, которые оставляют яркие впечатления у зрителей. Роман Виктюк любил использовать элементы театрализации и эпатажа, что делало спектакли более зрелищными и запоминающимися. Саломея по сей день не утратила актуальности своей оригинальной подачи игры, она трогает сердца зрителей, как и 25 лет назад! Особенностью постановок театра Романа Виктюка является использование ярких костюмов, декораций и световых эффектов, которые создают неповторимую атмосферу на сцене. И в «Саломее» мы видим плащи, накидки, драпировки ярких цветов – алого, белого, черного, золотого…
Мы мягко проваливаемся в Магию театра… Вначале некая настройка, звучат колокольчики и незаметно для себя мы погружаемся в обстоятельства странной «истории в истории». Геометричность, синхронность движений актеров, все театрализовано, рассчитано до шага, ни одного лишнего движения, как часы. Актеры передвигаются в унисон, создавая автоматичность сцены Суда, где люди – просто машины судейского аппарата. Суд над Оскаром Уайльдом, где «тема Виктюка» проходит красной линией – отношения мужчины с мужчиной. Странные игры в театр, где разыгрывается драма из Библейского сюжета про Саломею. Мы переживаем за героев, трагедией которых является непонимание и осуждение общества, и единственное место – домашняя сцена, где перевоплощаясь, примерив на себя роли древних героев, они могут найти успокоение и счастье.
Классически главную роль женщины играет мужчина, как в древнегреческих театрах, не изменяя этой старинной традиции, Виктюк верен себе. В упоении Дмитрий Бозин играет роль Саломеи и Альфреда Дугласа, непревзойденно перевоплощаясь то в женщину, то в мужчину. Его удивительная пластика все также хороша, как и 25 лет назад. Бозин великолепно сложен, как Бог, видно, как много труда он вкладывает в свое тело, чтоб оно было гибкое и сильное. Вызывает уважение и восторг его актерское мастерство и работа над собой.
В Библейской истории Саломея влюбляется в пророка Иоанна Крестителя, но он ее отвергает. Тогда она танцует перед царем Иродом Антипой танец семи покрывал, где скидывает их одно за другим, и в награду требует у царя принести ей на серебряном блюде голову Иоанна Крестителя. Трагедия Саломеи в исполнении Дмитрия Бозина заключается в ее жажде власти, в удовлетворении своих диких капризов, в сильных чувствах, в любви и ненависти, разрушающих эмоциях, безумных страстях, которые приводят к трагической развязке и ее саму, и тех, кого она губит. Это конфликт юной и нежной девушки, ее прекрасной внешности и чудовищных необузданных желаний, разрывающих ее изнутри. В интерпретации Оскара Уайльда, внутреннее коварство и жестокость Саломеи, проявляется в безумной страшной реальности: пророк не захотел ее поцеловать, но она добилась своего – поцеловала его в губы … мертвого.
Напарник Дмитрия Бозина по спектаклю, Дмитрий Жойдик – играет Ирода и Оскара Уайльда. Энергетика обоих Дмитриев зашкаливает, и вместе они создают неповторимый актерский дуэт совместно с другими актерами труппы.
Сценография спектакля впечатляет своей оригинальностью, красотой и многообразием приемов. Она создает атмосферу древнего мира, наполненного страстью, жаждой власти, соблазнения и пороков. Танцы красиво сложенных мужчин вызывают восхищение и восторг. Молодые разгоряченные полуобнаженные тела, рваные движения, дыхание и ритм, учащенно бьющиеся сердца… Сильная незабываемая музыка, многократно усиливает эффекты, она трогает за самые потаенные струны души и надолго остается в памяти. Смешение стилей создают объемность, подчеркивает разный характер героев. Это и прекрасная трогательная легкая музыка французского шансона и страсть африканских племен, танцующих под барабаны.
Актеры Виктюка мастерски владеют голосом! Рваная речь, дрожащие голоса, дыхания и придыхания, усиленные микрофонами, специально неправильно расставленные паузы, странная манерная речь без начала и конца, без точек и запятых, крики и шепот – все это тщательно продуманные инструменты воздействия на зрителей, создающие неповторимую атмосферу этого театра.
Наряду с потрясающей музыкой, эффектными костюмами, завораживающими голосами актеров и их акробатическими кульбитами, огромную роль в спектакле играет свет. Он то выхватывает из тени героев и делает броские акценты на лица, то все погружает во мрак, то вспыхивает ярким каскадом. Свет играет и с актерами, и со зрителями, заливая красным цветом сцену, будто кровью, наполняя огненной страстью и накаляя атмосферу, или обволакивая пространство мерцающим отблеском луны, оттеняющей бирюзовые одежды Саломеи… Свет и музыка создают ошеломляющий эффект в восприятии зрителей, оказывают магическое действие, обостряя главные органы чувств – зрение и слух, отрывая нас от реальности. Условность и абстракция, которые принимаешь, как правила игры, и следишь за перипетиями героев с затаенным дыханием. Без антракта, все на одном дыхании, это нескончаемый водоворот событий, которые проносятся перед нами, увлекая за собой, в поток страстей, желаний и безумий. Сколько мыслей, сколько чувств, сколько вдохновения вызывает этот спектакль!
…В юбилейный спектакль вся сцена утопала в цветах. Актеры вышли на поклон усталые, потные, но счастливые! Зрители не хотели их отпускать со сцены аплодисментами – самым чудесным звуком для актерских ушей, этой чарующей «музыкой», наградой за то, что они выкладывались на все 200 процентов, доставив зрителям незабываемые минуты радости от своего творчества…
Если вы хотите увидеть необычную, яркую, талантливую постановку, то обязательно посетите этот спектакль. Он никого не оставит равнодушным!
Виктория Зименкова,
Фото пресс-службы театра Романа Виктюка